Компания "Кодерлайн" провела вебинар "Управление доставкой в 1С:Управление торговлей 11 и 1С:ERP Управление предприятием 2.2"
Ведущая: Ольга ПРАВУК - эксперт, консультант в сфере управления запасами и планирования поставок, и специалист в сфере автоматизации бизнес-процессов торгово-производственных и дистрибьюторских компаний.
На вебинаре был дан обзор функционала 1с УТ 11 и ERP 2.2 по доставке товаров клиентам, а также доставке товаров внутри компании и от поставщиков. Были показаны возможности рабочего места менеджера по доставке, необходимые настройки и справочники.
Программа:
1. Настройки и справочники
2. Доставка клиентам
3. Доставка на склад компании
4. Рабочее место менеджера по доставке
5. Формирование заданий на перевозку
Расшифровка
Сегодняшний вебинар посвящен теме управления доставкой в 1С в новых конфигурациях 1С. Это подсистема, в которую больше всего вносилось изменений за последнее время. И я расскажу как это выглядит сейчас, какой функционал доступен, и каким образом он может вам помочь в решении производственных задач.
В самом начале хотела бы сказать несколько слов о нашей компании. Наша компания «Кодерлайн» занимается реализацией сложных комплексных проектов по автоматизации, консалтингом, сопровождением программных продуктов 1С и обучением пользователей.
Несколько цифр: на сегодняшний момент (июнь 2016 года) у нас более 260 реализованных проектов, у наших сотрудников уже около 450 сертификатов по работе с продуктами 1С, около 450 постоянных клиентов, а в штате компании более 200 сотрудников.
Несколько слов о себе: руководитель проектов по внедрению 1С в компании «Кодерлайн», консультант и эксперт в сфере закупок, логистики, управлении запасами. Проработала более 10 лет в логистике, потом уже начала работать в автоматизации в сфере внедрения 1С. Более 4 лет работаю в автоматизации и более 3 лет занимаюсь консалтингом и обучением в сфере управления запасами и закупками. У меня есть сертификаты 1С, среди них специалист-консультант по 1С УТ 8.
Цель сегодняшнего вебинара – показать функционал УТ 11, ERP для автоматизации процессов доставки товаров клиентам и на склад компании.
Доставка в разном обьеме присутствует практически в каждой компании. Автоматизация процессов доставки влияет в целом на уровень автоматизации компании. Автоматизация бизнес-процессов в компании значительно влияет на повышение производительности труда. В большинстве компаний, с которыми я сталкивалась, процесс планирования доставки осуществлялся в Excel. Достаточно часто это такие очень серьёзные таблицы с взаимосвязанными данными. И в принципе это тоже можно сказать автоматизация, она тоже улучшает качество и производительность труда.
Но безусловно лучше всего, когда все процессы компании реализуются в одной программе, потому что доставка использует данные отгрузки по складам, по сотрудникам.
Для того, чтобы планировать в Excel эти данные, необходимо их каким-то образом выгружать, дублировать. Это вызывает сложности, ошибки. Поэтому лучше, чтобы все процессы компании осуществлялись в одной программе.
Нужно сказать, что до сих пор в 1С присутствовал небольшой функционал для отображения доставки, во всяком случае для планирования точно не было ничего. В данный момент эта подсистема уже достаточно развита, хотя тоже есть ограничения. Я расскажу о них, когда буду показывать функционал.
Хотела бы пройтись по плану вебинара. В начале я расскажу о необходимых настройках и о справочной информации, которая нужна для этой подсистемы. Потом расскажу, как реализована доставка клиентам, доставка на склад компании. Это в случае, когда мы доставляем необходимое сырье, материалы или товары на наши склады. Покажу, как можно работать с перемещениями между складами компании для того, чтобы планировать эти доставки. И основное – это рабочее место менеджера по доставке и формирование задания на перевозку. Я расскажу и покажу, как это выглядит в 1С, и покажу функционал непосредственно в демобазе.
Отслеживание доставки – как происходит? Можно даже сказать, что это трекинг. Конечно, не такой серьезный трекинг, который все перемещения отслеживает, но во всяком случае понятно, что происходит с заказом, с клиентом. И также расскажу о некоторых дополнительных возможностях, которые делают удобнее или функциональнее эту подсистему. Эти дополнения возможно не всем понадобятся, но я о них расскажу.
Перед началом вебинара некоторые слушатели прислали вопросы. Я к ним вернусь в конце, может быть на часть из них вы уже получите ответы. Возможно, они уже не будут актуальны.
Для того, чтобы воспользоваться этой подсистемой, этим функционалом, необходимо в настройках включить саму подсистему управления доставкой. При том, что в 1С очень большой функционал, но не всем функционалом можно пользоваться. Если он мне не нужен, если определенные операции в компании не происходят (например, комиссионная торговля или многооборотная тара), то в принципе нет смысла отображать эти документы, функционал. Это можно отрегулировать в разделе «НСИ и администрирования», мы там включаем или отключаем определённые функции.
Всё, что относится к управлению доставкой, в разделе «Доставка», и включается установлением флага «✓ управление доставкой». Еще один флаг здесь устанавливается, если мы хотим учитывать задание на перевозку для внешних перевозчиков. То есть если мы используем внешних перевозчиков и хотим отслеживать те задания, которые мы даем, то мы включаем здесь этот флаг. И после того, как мы включаем управление доставкой, у нас появляются в разделе «Склад и доставка» отдельный откат подсистемы управления доставкой.
В разделе «Склад и доставка» находится доставка как таковая. Это как раз рабочее место, мы его дальше рассмотрим. Здесь отдельно выведен в документ «Поручение экспедиторам». Основной активный справочник в этой подсистеме – это «Транспортное средство». Здесь мы заполняем все наши транспортные средства, которые используем. Указываем все данные о нём: грузоподъемность, вместительность.
И еще один справочник есть в этой подсистеме, как видите, их не так уж и много. Потому что в основном это подсистема управления доставкой. Она использует те данные, которые уже есть в базе, это и заказы клиентов, и товары, и данные по товарам, склады, контрагенты и так далее.
«Зоны доставки» – это такой справочник, который позволяет нам изначально делить доставку по определённым зонам. Конечно, это больше актуально для больших городов. Если у нас небольшой город, и у нас идёт один рейс по всему городу, этот функционал не будет актуален. Для больших городов, когда мы отправляем несколько машин и группируем их как раз по месторасположению, чтобы маршрут был оптимальный, можно использовать эту «Зону доставки». Чаще всего это делится территориально, по городам. В принципе это можно использовать и для другого территориального деления. Если едут машины в другие города. Этот справочник необязательный, но он удобный. Единственное, что нужно сказать: чтобы использовать эту «Зону доставки», необходимо, чтобы ее указывали в документе «Заказ клиента», в котором будет указываться, что это доставка клиента по адресу, и там необходимо указывать эту зону. Я чаще всего сталкиваюсь с тем, что менеджер по продаже, когда работает с клиентом по оформлению его заказа, очень много всего должен учесть.
Это может вызывать сложности еще и дополнительно указывать зону доставки. В принципе этот функционал можно использовать, но нужно понимать, что его будут заполнять при оформлении документа. Например, заказы поставщику или заказ клиенту.
Теперь давайте рассмотрим, какие вообще учитываются доставки в этой подсистеме, то есть о каких доставках может идти речь. Это доставка клиентам. Информация о том, какой способ будет доставки клиенту, заполняется в документе «Заказ клиента», есть специальная вкладка. Еще раз хочу подчеркнуть, что эта вкладка будет доступна только после того, как в настройках и администрировании, в разделе администрирования вы включите эту подсистему управления доставкой.
Константин спрашивает: «На уровне документа, или в карточке клиента?».
Это скорее всего, я так понимаю, речь про справочник «Зона доставки», значит, зона доставки указывается в документе. Сейчас как раз покажу. Здесь вы видите, что есть «Зона доставки». На следующем слайде остановлюсь на этом. Здесь хочу показать, что на вкладке «Доставка» в первую очередь мы указываем способ доставки. Потому что от этого способа будет зависеть перечень тех полей, которые необходимо заполнить. И в зависимости от того, какой способ доставки мы выберем, будет заполнено наше рабочее место менеджера по доставке.
Какие доступные виды доставки? Самовывоз – когда доставка не осуществляется. Если будет указано в документе «Самовывоз», то этот документ не попадет в рабочее место менеджера по доставке. То есть он вообще его не увидит. Поэтому если, допустим, у вас возникнет претензия со стороны отдела продаж (например, почему не включили в доставку какой-то документ), тогда первое на что нужно посмотреть: указано ли в этом документе, что доставка необходима. Потому что, если в этом документе на закладке «Доставка» указан «Самовывоз», этот документ будет недоступен, то есть менеджер по доставке не увидит, что это нужно доставлять.
Следующие способы доставки – это наша транспортная служба до клиента, наша транспортная служба до перевозчика. Еще один метод – силами перевозчика, это чаще всего, когда перевозчик забирает товар с нашего склада. И еще совсем недавно добавили способ доставки – на усмотрение транспортной службы.
Когда мы выбрали способ доставки, будут доступны и необходимо будет заполнить определенные поля. Набор этих полей зависит от способа доставки.
Если наша транспортная служба доставляет до клиента, то важно, чтобы был указан адрес доставки, желаемое время доставки (если необходимо). И эта зона доставки указывается здесь. Видите? У меня указан «Центр», набрано несколько таких зон доставки.
Это то, о чём я как раз говорила. Получается, это должен заполнить менеджер по продажам, в момент формирования заказа клиента. В этих зонах он может не совсем ориентироваться, но с другой стороны это опыт одной фирмы, другой фирмы. Это может быть действительно реализовано. Вот здесь поле «Дополнительная информация по доставке». Здесь пишется всё, что необходимо сделать экспедитору, может быть там что-то со склада дополнительно взять, здесь пишется та информация, которую менеджер по продажам хочет донести до транспортной службы, возможно, это и со складом еще связано. Это поле потом будет отображаться в маршрутном листе, и поэтому здесь можно заполнять всю эту информацию.
Есть еще такой функционал, тоже недавно появился. Здесь если мы устанавливаем флаг «✓ Обратить внимание транспортной службы» и пишем, на что нужно обратить внимание транспортной службе. Здесь может быть какая-то очень важная информация, и документы у которых установлен «✓Обратить внимание транспортной службы» в рабочем месте по доставке определенным образом выделяется. Это действительно удобно, если есть очень важная информация. А также этот функционал можно использовать при смешанных доставках.
Необходимо заполнить заказ клиента для того, чтобы этот заказ попал в доставку. Потому что менеджер по доставке, который будет формировать маршруты, не имеет других инструментов для того, чтобы определить, какие заказы из клиентов нужно доставлять, а какие нет, на какую дату. То есть нет никаких дополнительных отчетов и других инструментов для того, чтобы менеджер по доставке это увидел. Эта информация очень важна.
Если мы выбираем способ доставки «Перевозчик», то здесь нужно обязательно указывать перевозчика из справочника «Контрагенты». В справочнике «Контрагенты», у этого контрагента должно быть указано, что он и поставщик, и перевозчик. В этом случае будет возможность указать перевозчика в документе «Заказы клиентам», и указать информацию о доставке. Не всегда у менеджера по продаже в процессе работы есть понимание, каким перевозчиком это будет сделано. Тогда он указывает «На усмотрение транспортной службы», и уже транспортный отдел при планировании определяет перевозчика.
Кроме заказов клиентам транспортная служба должна обеспечивать транспортом перемещения между складами. И во многих компаниях, особенно если говорить о дистрибьюторских компаниях, эти перемещения могут быть большого объема. То есть могут быть ежедневные доставки с одного склада на другой. Например, распространенная схема работы в Москве: когда основной большой склад находится рядом с производством, а склад, на который поступают основные грузы от поставщиков, находится в Московской области. Но для работы с клиентами удобно, чтобы склад находился в Москве. Тогда в Москве арендуется небольшой склад, но для выполнения заказов клиентов, для пополнения запасов, ежедневно поступают товары с основного склада на склад, который работает с клиентами.
Это удобно для клиентов, потому что клиентам в Москве удобнее приехать в Москву, чем в Московскую область. Во-вторых, каким-то другим клиентам из других городов удобно приехать в Москву и взять товар у нескольких поставщиков тоже в Москве, и не ехать в Московскую область. Поэтому такая схема размещения товаров достаточно распространенная. В этом случае перемещение товаров с одного склада на другой внутри компании происходит очень часто, и от сбоя в этих доставках могут происходить сбои в отгрузках клиентам. А это неудовлетворенность клиентов. Это штрафы, и клиент может уйти из компании. Так что это очень важная операция, и как раз развитие автоматизации операций явилось то, что как раз уже все операции, которые участвуют в доставках, есть возможность отобразить, и потом уже действительно планировать перемещения и отслеживать их.
В перемещениях закладка «Доставка» выглядит аналогично. Здесь все те же самые способы доставки и необходимо всё заполнять. Опять же ж эта вкладка включается, если вы включаете в настройках «Управление доставкой».
Когда мы указываем, что наша транспортная служба до получателя, то мы указываем адрес доставки «Наш склад». Когда мы в перемещении укажем, заполним закладку «Доставки», то все необходимые перемещения попадают в рабочее место менеджера по доставке. Опять же если что-то не попало в доставку, в первую очередь смотрите, был ли в перемещении указан этот способ доставки. Кроме того, что мы осуществляем доставку клиентам или перемещение на другой склад, то есть так называемые отгрузки с нашего склада, наша транспортная служба и перевозчики могут ещё доставлять товар нам на склад. Это как раз происходит в процессе закупки товаров или сырья и материалов. И для того, чтобы эту доставку менеджер по транспорту учел и запланировал, необходимо, чтобы в заказе поставщику была заполнена тоже закладка «Доставка», аналогично заполняется.
Что касается работы с поставщиками: еще можно использовать документ «Поручение экспедитору». Я позже расскажу об этом, но здесь скажу пару слов: это можно использовать в том случае, если мы на какую-то поставку не делаем заказ поставщику. Это может быть связано с разными моментами. Допустим, какое-нибудь новое сырье и материалы, и мы ещё заранее не знаем, как это называется, его еще нет в базе, потому заказ поставщику мы не сделали. А саму доставку нужно осуществить, нужно передать информацию об этом в транспортную службу. Поэтому в принципе в этих случаях удобно использовать именно документ «Поручение экспедитору».
Например, в компании вообще не используется документ «Заказ поставщику». Это неправильная ситуация, лучше использовать такой документ, и потом на основании его уже оформляется поступление товаров и услуг. Но во многих компаниях считают, что это лишнее. А если вы хотите, чтобы транспортная служба что-то доставила от поставщика, тогда можете тоже не использовать документы «Поручение экспедитору».
Мы с вами посмотрели, каким образом оформляются документы для того, чтобы менеджер по доставке их увидел и смог спланировать. И основное его рабочее место называется – «Доставка». Сейчас я перейду прямо в программу и буду показывать вам свой экран и покажу, как работает это рабочее место, потому что это интерактивный инструмент и его нужно показывать в действии.
Включаю демонстрацию экрана, перешла в 1С УТ, и вы видите рабочее место «Доставка». Что здесь необходимо указать для того, чтобы работать? Во-первых, нужно указать с нашего склада или на наш склад. Если с нашего склада, то мы здесь увидим все заказы клиента, перемещения, которые необходимо доставлять куда-то, то есть или клиенту или на другой склад. Потом нам нужно указать с какого склада. То есть мы указываем с какого склада происходит отгрузка – с нашим участием, или силами перевозчика, или все способы. Понятно, что с нашим участием это в случае, если мы указали в доставке, что с нашим участием до клиента или до перевозчика. Сюда попадут вот эти два способа. Силами перевозчика, если мы указали перевозчика. Обратите внимание, я выбрала силами перевозчика, и у меня поменялись те документы, которые необходимо доставлять. Вот по этому документу было указано способ доставки силами перевозчика. Само рабочее место и можно зайти в каждый заказ, могу посмотреть на закладке указано перевозчик с нашего склада. То есть это будет привлеченный перевозчик.
И давайте вернемся с нашим участием. Здесь сгруппированы сразу же по этим зонам, то есть в документах заказа клиента сразу была указана зона центр, а по этому документу – нет. По моему опыту не для каждой компании возможно вот это разделение по зонам. Есть такой опыт, когда потом сам менеджер по доставке прошелся по всем (в один день это может быть десяток заказов), он проставил эти зоны, он знает их, может по любому адресу определить или воспользоваться средствами для того, чтобы определить. Он прошёл и потом получил по зонам. Здесь сразу же по зоне видно, какой объем или вес, вы можете сразу же увидеть, сколько транспорта вам нужно.
Если эти зоны не использовать для определения маршрутов для группировки, можно еще использовать эти зоны, например, в таком случае. У меня была на внедрение компания, в которой была доставка. У них был интернет-магазин и доставка курьером. Курьеры вообще не относились к транспортной службе, курьерами занимались офис-менеджеры и планировали их работу. И эти заказы, где была курьерская доставка, нужно было каким-то образом отделить, чтобы менеджер по транспорту не видел их. И в этом случае мы создали зону «курьеры». И эти все заказы попадали в «курьеры». Менеджер по транспорту вообще на них не смотрел, и таким вот образом были разделены эти заказы.
То есть можно этот функционал зон еще использовать таким способом. Рабочее место нужно для планирования по доставке, и для формирования заданий на перевозку. Каким образом это происходит?
Слева у нас отображается то, что нужно доставлять, здесь дата. То есть в заказе клиента есть такой реквизит: дата отгрузки, и по этим датам заказы сюда выпадают. Если есть в данном примере заказы, в которых стоит дата 30-е, а я выбираю 28-е. Вы видите, что поменялся набор заказов, которые необходимо доставить. И таким образом можно регулировать то, что нужно доставлять и в какой день. Если у вас каждый день происходят доставки, менеджеры по работе с клиентами обсуждают с клиентом, когда необходима доставка и ставят эту дату. И здесь уже вы можете как раз формировать доставки по датам.
Формирования задания на перевозку выглядит таким образом: в правой части нажимается «Создать», и здесь выбирается транспортное средство, которое мы ранее ввели в справочнике. Здесь указана грузоподъемность, вместительность по объему. Мы его сюда перемещаем и таким образом оно сюда переносится. Для того, чтобы эти заказы попали в задания водителю, вот так вот выделяем и перемещаем.
Вы видите два заказа я переместила в это транспортное средство. Ниже отображается этот заказ и когда я таким образом сформировала на закладке задание на перевозку, сразу возникает задание на перевозку как документ в статусе «Формируется». Особенность в том, что если я захочу как-то изменить состав этого заказа, я убираю отсюда. Если я сейчас перехожу сюда, то обратите внимание в документе сразу же остаётся один заказ. То есть этот документ от любых изменений состава задания, он сразу же меняет свой состав. Это его основная особенность. И он в статусе «Формируется».
В этом документе вы видите, как отображаются заказы, которые мы сюда добавили. И что важно: здесь внизу отображается загрузка. Обратите внимание, вы видите красным наполненность по объему 110%. То есть таким образом вы можете сразу увидеть, что этого транспортного средства недостаточно для перевозки этого товара. Зависит от емкости. Вот чистая емкость 40 кубов и возможно 10% перезаполнения по емкости может быть и допустимо. Если недопустимо, то вы регулируете это задание. Что можно сделать? Вы можете назначить другой транспорт для этой доставки. Вы можете два транспорта назначить на эту доставку.
Вы видите, что в данном заказе у нас один товар идёт по одному адресу и одного транспортного средства недостаточно для доставки. Мы можем разделить. Здесь есть такой интересный функционал, который редактирует, какое количество товаров в какую машину пойдет. Этот функционал находится здесь. Есть зелёненький флажок, и здесь в товарах доставки мы можем регулировать, можем назначить 30 штук именно в это транспортное средство. Обратите внимание, если я сейчас захожу в задание на перевозку, что уже по объему меньше, то есть как только мы поменяли здесь состав, сразу же меняется задание на перевозку. Мы видим, что 30 штук для этой машины нормально и остальные 10 просто пойдут в другую доставку.
Это основной функционал, но ещё плюс редактирование. Здесь мы можем назначать водителя, экспедитора, если вы используете. И дальше отображаются все доставки. Важно, как это статусы, в данном случае, формируются. Когда мы все задания на перевозку сгруппируем, они у нас будут к погрузке. Когда они будут уже отправлены, доставка эта будет отправлена, необходимо устанавливать статус «Закрыто». В случае если есть несколько точек, куда нужно было доставить, и по какой-то из них не было доставлено. Для этого есть такой функционал. Вы видите, здесь есть место, где можно установить статус, что это доставлено. Если допустим был бы перечень несколько точек и по одной из них не доставлено, эта галочка бы не устанавливалась и при проведении статуса «Закрыто» эта позиция вернулась бы обратно сюда. Такой функционал для того, чтобы отобразить, если что-то было не доставлено.
Здесь ещё я хотела показать функционал. Вы видите значок «Внимание». Вы видите «Обратить внимание транспортной службы». Кроме того, что здесь стоит галочка и здесь можно посмотреть, ещё для этого существует такой функционал. Допустим, мы формируем задание на машину и хотим назначить определенной машине.
Здесь вы видите такой функционал «Обратите внимание на особые условия перевозки». Еще касательно заданий на перевозку. Здесь это печатные формы. Один из основных – это маршрутный лист. Маршрутный лист – это задание водителю, в котором будут отображены все пункты доставки, все комментарии, которые необходимы, грузополучатели, адрес, время.
Константин пишет: «Учитываются ли приоритеты клиентов?»
Отвечает Ольга Правук (ведущая): Как такового функционала нет. В заказах есть приоритет. Но как это отображается на доставке не могу сказать, я не использовала. Я думаю, что эти приоритеты возможно нужно указывать функционалом «Обратить внимание транспортной службы».
Константин задает вопрос: «Есть ли возможность обратной связи от водителя, чтоб интерактивно отслеживать, какие заказы отгружены?»
Отвечает Ольга Правук (ведущая): Здесь есть связь с внешними сервисами 1С. Я лично не сталкивалась, но теоретически нужно понимать, какой сервис это делает. Пока я вижу, что водитель будет сообщать диспетчеру, а диспетчер будет отображать это в программе. Если это задание по одному водителю, там есть возможность указать доставлено или не доставлено. В целом по маршрутному листу, по заданию которое закрывается. Результаты доставки можно отобразить только по завершению самого задания. То есть в конце дня по результатам закрывается это задание.
Ирина спрашивает: «Адрес грузополучателя автоматически может заполняться из документов отгрузки ТТН и НН?»
Отвечает Ольга Правук (ведущая): Ирина, адрес грузополучателя заполняется по данным 1С с того клиента, который вы получили. Если вы имеете в виду возможность указать другого грузополучателя при оформлении ТТН, то здесь нужно посмотреть точно. Я сейчас сразу не скажу, но этот груз, адрес точно указывается здесь. Это то, что указали в заказе клиента. Если вы хотите вывести ещё какие-то адреса, допустим, здесь указывается тот адрес, который указали на закладке доставка, в заказе клиента. Если вы хотите указать еще какой-нибудь адрес, может быть официально, может быть ещё какую-то информацию, которая есть в 1С, то здесь не решение, это просто доработка печатной формы.
В принципе это печатная форма, ее можно дорабатывать без внесения изменений в конфигурацию. И в принципе то, что мы на внедрение сделали, для работы транспортной службы, основным документом явился именно маршрутный лист. Они получали для себя единую сводную таблицу, с ней работали. Эти маршрутные листы для водителя это были отдельные документы. В маршрутный лист можно вывести любую информацию, которая есть в 1С. Если вы имеете в виду грузополучателя, которого мы меняем при оформлении документов на ТТН – здесь я вам сразу не скажу. Нужно посмотреть, но скорее всего нет.
Константин уточняет: Адрес подтягивается из карточки клиента.
Ольга Правук (ведущая): Да. Адрес подтягивается из карточки клиента.
Константин уточняет: С использованием планшетов, например?
Ольга Правук (ведущая): Если вы имеете в виду, что экспедитор использует планшет, у него есть 1С, где установлена мобильная версия, и он там что-то отмечает, это технически да. Особенность того, что документы «Задание водителю». Получается, можно его оформить, отметить доставлено/не доставлено, закрыть. Это именно в целом уже по результатам самой доставки. Я вам сейчас покажу, что как раз зависит от этих статусов. То есть статус «Отправлено» и потом следующий статус «Закрыто». Вот в этом статусе можем отметить доставлено/ не доставлено. Если у нас это отдельное, допустим, одна доставка на машину, тогда это возможно. Тогда это будет интерактив.
Давайте я вам покажу, каким образом можно увидеть в программе, что у нас происходит с доставкой. Допустим, сотрудникам отдела продаж могут в течение дня позвонить клиенты и спросить: «Будет у нас сегодня доставка или нет?». Менеджер работает только со своими документами «Заказы клиентов», он заходит и по структуре подчиненности видит, что создано задание на перевозку, заходит туда и видит какой статус, допустим «К погрузке». Это значит, что задания подготовлены, но они ещё не отгружены. Если он зашёл в задание на перевозку, и видит «Отправлено». Значит, доставка будет. Так можно увидеть сотрудникам отдела продаж или отдела закупок будет или не будет доставка.
Константин уточняет: «Этот статус получается вручную меняют»<br>
Ольга Правук (ведущая): В задании на перевозку его меняют вручную, и это в принципе безусловно требует внимания именно транспортной службы. Если они этого не сделают, то другие сотрудники компании не увидят, что происходит с доставкой. Это может вызвать определённое недовольство, но это реализовано. Все документы имеют статус, и их нужно менять на том же складе. Все операции, которые происходят отображаются статусами.
Алексей Иванович спрашивает: «Мы всё строили на основании заказа покупателя. В какой момент времени в этой цепи оформляются комплект документов: накладные и счета-фактуры?»
Ольга Правук (ведущая): Зависит от того, как построен бизнес-процесс вашей компании. То, что я показывала, вся информация заносится в заказе покупателя, но это не означает, что оформлен действительно только заказ, и вот мы уже отгружаем. Вся информация о доставке отображается в документе «Заказ покупателя», потом в других документах уже это не нужно делать. Во-первых, это зависит от того, ордерный склад/не ордерный склад. Документы появляются после формирования документа «Реализация товаров и услуг». Если эти документы оформляются в транспортном отделе, то в 1С сейчас во всех таких документах есть «Печатать комплект документов». То есть вы заранее можете настроить, что входит в комплект, и туда включаете накладные и счет-фактуры. И когда всё подготовлено к отгрузке, просто по заданию от водителя, есть печатная форма «Печатать комплект документов».
Хотела показать, как реализовано в программе, и что есть в процессах компании. Есть 2 варианта организации процессов отгрузки и доставки. Сейчас рассказала о об одном из них: когда формируется заказ клиента, готовится товар на складе к отгрузке, потом оформляются задания на доставку, и отгружается товар клиентам. Это одна схема. Вторая схема работы: создается заказ клиенту, по нему формируется задание на перевозку, и потом на складе отгружается только то, что включено в задание на перевозку.
Если вы используете ордерный склад, сейчас покажу, что для этого нужно сделать.
Это зависит от настройки, которая устанавливается в самом складе. Есть два режима и можно использовать один из них. Отгружать товары в порядке доставки или порядок отбора товаров не зависит от порядка доставки.
Алексей спрашивает: «Для печати ТТН необходимы данные автомобили в реализации товаров и услуг. Этих данных нет. Их можно как-то подтянуть автоматически или необходимо заполнять эти данные вручную?».
Ольга Правук (ведущая): Данные по автомобилю у нас есть в задание на перевозку, из которого мы будем печатать эти документы. А в задании на перевозку мы выбираем транспортное средство, в которых как раз все данные указываем, там же указываем водителя.
Продолжу о второй схеме работы, когда мы отбираем для отгрузки только то, что у нас добавлено в доставку. Этот функционал именно для ордерного склада, и в этом случае нужно установить здесь, выбрать режим в самом складе. Делаются заказы клиентам менеджерами по продажам, менеджер по доставке формирует маршруты и создает задание на перевозку, и потом по заданиям на перевозку на ордерном складе создают ордера только по тем заказам, которые попали уже в заказ на доставку. Для отгрузки есть специальное рабочее место для создания расходных ордеров. И распоряжением на отгрузку как раз будет служить задание на перевозку.
Это будет выглядеть как внизу на втором скриншоте. Это как дерево заданий на перевозку и в него входят определённые заказы клиентов. Я лично не сталкивалась с такой схемой работы, я всегда сталкивалась с такой ситуацией, когда сначала подбирается товар на складе, создаются складские ордера по заказам клиентов. Это может потом перезаполняться по факту и потом создается задание на перевозку.
Почему удобно использовать второй метод? Иногда бывает так, что по времени нестыковка, склад может допоздна отбирать товар, а утром уходит доставка. Если мы задание на перевозку делаем вечером предыдущего дня, и если после этого склад ещё что-то отбирает, может что-то не найти на складе. То есть из того, что планировалось отгрузить не всё есть, и тогда задание на перевозку будет заполнено не очень актуально, и маршруты тоже. Поэтому в принципе в этом случае можно применять второй вариант. И как раз задание на перевозку перезаполняется тем, что в расходных ордерах отгружено. Нужно смотреть, как организован процесс, именно важно по времени, кто когда что делает в процессе подготовки к отгрузке и доставке.
Потому что когда все работают в одной программе, нужно понимать где, на каком участке, в какое время что происходит. Здесь очень важно выстроить процесс по времени. Кто и когда что делает, к какому моменту надо заказы уже не принимать на завтрашнюю доставку, до какого времени склад должен произвести отборку товара, и в какой момент уже начинается формирование задания на перевозку.
Я уже говорила о том, что можно разделить одно задание на несколько рейсов, если у нас большая партия и в одну машину не попадает.
И теперь хочу показать документ «Задание экспедитору». Я рассказывала где, в каких случаях его можно использовать. Документ доступен в самой подсистеме «Поручение экспедитору». И еще он доступен в рабочем месте менеджера по доставке. Его можно здесь и создать. Мне кажется это тоже удобно, потому что бывает, когда задания не приходят по электронной почте или телефону, это нужно включить в маршруты. Поручение экспедитору можно создать на основании любого документа или на основании перемещения, или на основании заказа поставщику.
В этом документе мы опять же указываем все способы доставки, во-вторых, указываем куда это, или с нашего склада или на склад, или в пункте выдачи нужно забрать. Это может быть поручение курьеру. А вот пунктом может быть всё что угодно, и контрагент и подразделение. То есть допустим какой-нибудь отдел территориально расположен в другом месте, может быть склад или вообще любой произвольный текст.
С этим документом мы можем отобразить любое задание экспедитору, курьеру, водителю. Важно, что потом поручение экспедитору попадет в рабочее место менеджера по доставке. Особенность в том, что необязательно указывать какой-то товар, не должно быть привязки к табличной части с товарами. Здесь может быть описание поручения, допустим, забрать какой-нибудь пакет или образцы. Не обязательна привязка к товарам, которые как-то оформлены документом в базе.
Еще хочу вам рассказать про сложную доставку. Сложной доставкой называются те случаи, когда клиент может забрать товар разными способами.
Распространена ситуация, когда клиент сделал заказ, но часть он забрал сразу самовывозом, а остальную часть он хочет, чтобы ему доставили. В принципе можно делать для этого отдельные заказы: и в одном заказе мы указываем самовывоз, а другом – мы указываем доставку. Есть функционал, который позволяет сделать сложную доставку одним документом. Это удобнее при работе с клиентом, потому что он оплачивает сразу один заказ и сделать это можно с помощью флага «Обратить внимание транспортной службы». Я написала, что в этом заказе два товара, один из этого товара – 200 штук. А здесь указано товар номер 2 отгрузить в количестве 100 штук.
Когда мы сделали «Обратить внимание», то в рабочем месте менеджера по доставке вы видели, когда мы будем этот заказ добавлять в задание на перевозку, появится служебное сообщение, где видно этот текст и обратить внимание транспортной службы. В этом случае менеджер по доставке заходит в этот заказ, корректирует доставку в 100 штук, и он сразу видит, что нужно доставлять не весь заказ.
Есть такой функционал в разделе администрирования – указываем шаблон, мы можем создать этикетку для доставки. Это этикетка, которую можно распечатывать и наклеить на товар. Эти шаблоны создаются и потом используются. Вы видите, что на этикетку выводится необходимая информация, которую можно печатать на складе.
Константин спрашивает: «Менеджер корректирует заказ, разбивая его?».
Ольга Правук (ведущая) отвечает: Да, я вам показывала этот функционал.
Я хотела бы озвучить все вопросы, которые мне задавали перед вебинаром:
- Система управления доставкой заметно развиваются от релиза до релиза, каких еще улучшений ожидать в перспективе?
Ожидается еще реализация функционала транзитной отгрузки. Это ситуация, когда мы клиенту отгружаем не с нашего склада, а сразу от поставщика. То есть мы, закупая у поставщика, не привозим к себе на склад, и потом клиенту. А непосредственно от поставщика к клиенту.
- Как связать первичные документы перевозчика с маршрутным листом?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужна расшифровка: то есть какие именно первичные документы, на каком моменте вы хотите их привязать?
Я вижу, что первичные документы от перевозчика это накладные на услуги, они чаще всего отображаются документами поступления товаров и услуг. Как-то их можно относить на себестоимость или отгруженных товаров или на складе товаров, которые поступили.
- Первичные документы от перевозчика это ТТН?
Ну явно нет в документе возможности указать каких-то первичных документов, но возможно это может быть в поле комментарии как дополнительная информация.
- Клиент может быть сетью с разными адресами?
Нужно это реализовывать другим образом: все грузополучатели с разными адресами должны быть заведены как контрагенты, как обособленное подразделение.