Содержание
1. Область применения. Отгрузка в 1С изделий сложного состава.
2. История проблемы. Отгрузка в 1С частями
3. Концепция разработки. Комплектовочная ведомость в 1С
5. Что нового и как это работает
7. Применение решения. Каким предприятиям необходимо
8. В какие конфигурации можно внедрить (УПП, ERP, КА 2, УНФ)
«1С:Управление производственным предприятием» (УПП) – одна из самых сложных конфигураций 1С:Предприятия, позволяющая вести учет всех аспектов производственной деятельности промышленных предприятий. Именно на таких предприятиях появляется необходимость разработки новых инструментов, помогающих улучшить производственный процесс, решать специфические задачи учета, для которых зачастую оказываетсянедостаточным стандартного функционала, разработанного компанией 1С. Именно об одном из таких инструментов пойдет речь в настоящей статье.
Область применения. Отгрузка в 1С изделий сложного состава.
Более того, зачастую отправка изделия в разобранном виде требует изготовления специальной оснастки и тары: всевозможных ложементов, хомутов, контейнеров, кронштейнов, ящиков. Оснастка не включается в состав изделия, но оплачивается заказчиком как затраты на изготовление.
Что в таком случае происходит в учетной системе? Для производства созданы сотни, а порой тысячи спецификаций, а если комплектов изделий несколько, они еще могут и отличаться по составу между собой. Для отгрузки изделия необходимо иметь полную информацию не только о его составе, но и о распределении по отгрузочным местам, наличии в отгрузке оснастки и тары. Также необходимо учитывать то, что часть комплекта изделия могла быть отгружена ранее. Плюс к тому зачастую накладываются ограничения на габариты и вес отгрузочных мест со стороны транспортных компаний: это может быть грузоподъемность автомобиля или вагона, максимальный вес контейнера, его габариты.
История проблемы. Отгрузка в 1С частями.
Работая на одном из предприятий тяжелого машиностроения, я столкнулся с подобной проблемой. Кладовщики жаловались на сильнейшее нервное напряжение при каждой отгрузке, особенно, если приходится отгружать комплекты частями. Стандартных документов для учета таких отгрузок в 1C УПП нет. Хотя в бумажном документообороте существует документ «Комплектовочная ведомость», который оформляется вместе с конструкторскими спецификациями на этапе проектирования изделия. Тогда же проектируются и все элементы оснастки и тары. Но это все, что имеет кладовщик. Если комплект отгружается полностью, то ему нужно лишь контролировать правильную укладку деталей и материалов в контейнеры, что само по себе достаточно трудоемко и нервно. А вот если комплект отгружается частями, то задача становится нетривиальной. Необходимо где-то записать, сколько каких деталей отгружено в предыдущих отгрузках, какие элементы оснастки использовались, а какие нет. Для этих целей используются и сами документы комплектовочных ведомостей, и бланки товарно-транспортных накладных и прочее, или компьютерные документы типа Excel-файлов, что также неэффективно, и приводит к массе ошибок.
Реализовать инструмент «Комплектовочная ведомость» пытались много раз как на предприятии, где я работал, так и, судя по публикациям в Интернете, на других предприятиях отрасли. Было решено оформить этот инструмент в виде документа Excel. Долгое время так он и использовался на заводе. Однако же этот документ позволяет лишь учесть стандартный вариант комплектации изделия, а при отгрузке частями вести учет в нем почти невозможно. Оформить какие-либо другие документы на основании него затруднительно.
Была попытка сделать инструмент внутри 1С УПП на основе документа и нескольких дополнительных справочников – отгрузочные места, элементы оснастки и упаковки – однако нагромождение окон в 1С и необходимость частых переходов между ними в процессе составления ведомости было не удобно как конструкторам, так и кладовщикам, поэтому до использования дело не дошло.
Концепция разработки. Комплектовочная ведомость в 1С.
Мной была предложена другая концепция – создать инструмент «Комплектовочная ведомость» на основе справочника с несколькими табличными частями. При этом на форме элемента справочника используются табличные поля в виде дерева данных, более наглядные для понимания пользователей.
Справочник «Комплектовочная ведомость» позволяет составлять ведомости комплектации по каждому комплекту изделий с учетом раскладки составляющих деталей по отгрузочным местам, а также с учетом частичной отгрузки. Ведомости могут сопрягаться между собой, что делает возможным для кладовщика записывать раскладку каждой отгрузки и иметь полную картину, какие детали в каждом комплекте уже отгружены в предыдущих поставках. На основе элементов справочника можно создавать документы отгрузки, например, товарно-транспортные накладные, документы реализации и другие.
Подробное описание
Теперь подробнее о справочнике. Элемент справочника имеет набор реквизитов для привязки к заказу покупателя, к изделию, к площадке монтажа и т.п. Табличные части элемента справочника содержат всю информацию о комплектации отгрузки.
Рис.1. Общий вид формы элемента справочника «Комплектовочная ведомость».
Табличная часть ОтгрузочныеМеста содержит данные обо всех отгрузочных местах, отгружаемых в конкретной отгрузке. В строках табличной части содержатся данные о параметрах места (грузоподъемность, габариты, тип места), а также о весовых параметрах загруженного места – общем весе элементов изделия, помещенных в отгрузочное место (нетто), и общем весе места вместе с элементами упаковки и оснастки, применяемыми для крепления деталей и агрегатов (брутто). Дополнительно строка табличной части содержит адресную информацию для размещения места в дереве отгрузочных мест. Благодаря этому можно помещать отгрузочные места друг в друга (например, контейнер погружен на железнодорожную платформу, внутри находятся ложементы, хомуты для крепления крупных деталей и контейнеры меньшего размера для мелких деталей).
Табличная часть ОтгружаемыеМарки содержит информацию о составе номенклатуры, отгружаемой по данной ведомости. Понятие «Марка» - это наследие завода, оно подразумевает, что в качестве элемента отгрузки может выступать как конкретная деталь (или даже материал), так и целая сборка: узел, агрегат, часть агрегата, – предназначенная для отгрузки в одном отгрузочном месте. Каждая строка табличной части содержит ссылку на номенклатурную позицию, обозначающую марку или элемент упаковки/оснастки, а также информацию о количестве марок в отгрузочном месте, весе нетто марки, а также ключ для привязки к отгрузочному месту. Кроме этого в строке содержится признак упаковки и признак контейнера.
Табличная часть Комплекты содержит информацию о комплектах изделий, полностью или частично отгружаемых по данной ведомости. Каждая строка табличной части содержит номер комплекта, ссылку на агрегат или марку изделия в составе комплекта и ссылку на спецификацию, определяющую отгрузочные марки. Также в строку табличной части записывается ключ отгрузочного места для привязки к месту.
И наконец, табличная часть СопряженныеВедомости содержит список сопряженных с данной ведомостью других элементов справочника для учета предыдущих отгрузок выбранных комплектов изделий.
Что нового и как это работает?
Теперь перечислю главные преимущества и технические новшества данного решения:
Рис. 2. Выбор типа места
1. Для формирования комплектовочной ведомости применяется только сам справочник КомплектовочнаяВедомость и справочник ТипыОтрузочныхМест. Никакие другие объекты ИБ не изменяются. При этом используются справочники номенклатуры и спецификации номенклатуры совершенно штатным образом. Для справочника номенклатура создаются дополнительные свойства. Поэтому внедрение «Комплектовочной ведомости» не приводит к снятию конфигурации с поддержки и усложнению обновления.
2. Все отгружаемые объекты имеют тип СправочникСсылкаНоменклатура. Это относится как ко всем отгружаемым частям изделия (агрегаты, марки, детали, материалы), так и к элементам оснастки и упаковки (контейнеры, ложементы, кронштейны, крепеж и т.п.). Это упрощает оформление отгрузочных документов на основании «Комплектовочной ведомости».
3. Для формирования комплектов отгрузки используется стандартная система спецификаций. Никаких других знаний и навыков от пользователя не требуется.
4. Заполнение ведомости производится в одном окне, в виде, похожем на структуру ранее используемого файла Excel, что упрощает работу пользователей и ускоряет внедрение.
Рис.3. Перенос марки в отгрузочное место. При нажатии кнопки << будет произведена попытка переноса выбранной марки в указанном количестве
5. При заполнении ведомости производится контроль габаритов, помещаемых в отгрузочное место марок, и контроль веса брутто места на грузоподъемность, что также упрощает работу конструктора.
6. Заполнение ведомости многоуровневое – отгрузочные места можно вкладывать друг в друга, что более точно отражает реальное положение дел.
7. Ведомость представлена в виде дерева отгрузочных мест и дерева комплектов. В дереве отгрузочных мест контейнеры выделены цветом, что отличает их от марок изделия.
8. В дереве комплектов введена цветовая индикация распределения комплекта (зеленый цвет – распределен полностью, красный цвет – неверное количество, желтый цвет – распределен с учетом сопряженных ведомостей). Такая индикация сразу дает представление кладовщику при отгрузке, какие марки каких комплектов распределены по отгрузочным местам.
9. На основе реального контейнера в ведомости может быть создано отгрузочное место по габаритам и грузоподъемности контейнера, которые задаются дополнительными свойствами номенклатурной единицы. В качестве контейнера может выступать как собственно контейнер, так и ложемент с хомутами, упаковочный ящик или коробка. Такой подход тоже приближает ситуацию к реальной.
10. При подсчете весов места в случае превышения грузоподъемности при попытке поместить в место некоторое количество определенных марок производится автоматический перерасчет количества, о чем сообщается пользователю. Это позволяет избежать перегруза при реальной отгрузке.
11. Форма элемента справочника управляемая, а форма списка отсутствует (формируется платформой автоматически). Это позволит внедрять данное решение в любую конфигурацию, где есть система спецификаций номенклатуры, работающую на обычных или управляемых формах.
Особенности решения
Решение разрабатывалось для конкретного предприятия, которое наложило некоторые особенности на его реализацию. Прежде всего – это марки. Такое понятие применяется не везде. Но его легко можно обойти, заменив на понятие «Сборочная единица отгрузки». В некоторых случаях необходимо создание специальных спецификаций для разделения изделия на такие единицы. Это вполне решаемая задача для любого конструкторского бюро.
Вторая особенность решения скорее его усложнило, но не делает неприменимым на других предприятиях. Это наличие «зеркальной» номенклатуры. Многие детали на заводе имели своих «зеркальных» двойников, типа «правая» и «левая» или «верхняя» и «нижняя». При этом более сложные сборки – марки и агрегаты – не всегда имели в своем составе обе зеркальные детали или были не симметричны относительно таких деталей, поэтому уже не назывались «правая» и «левая». Появилось новое понятие «Номенклатура Так» и «Номенклатура Наоборот». В комплектовочных ведомостях такие марки обозначались одним названием, а количества указывались в двух колонках. В свойствах номенклатурной позиции указывалась «зеркальная» марка. Однако эта особенность легко может быть нивелирована для любой компании – достаточно не заполнять вторую колонку и не связывать «зеркальные» позиции номенклатуры.
Применение решения. Каким предприятиям необходимо
Кому это может быть полезно? Любому предприятию, производящему изделия сложной комплектации, особенно при отгрузках готовых изделий в разобранном виде. Это могут быть машиностроительные предприятия, строительные организации, производители наборов для досуга, даже производители детских конструкторов.
В какие конфигурации можно внедрить
Во все или почти все конфигурации, имеющие систему спецификаций номенклатуры в 1С и применяющие блок производства: УПП, ERP, КА 2, УНФ. Для внедрения необходимо выделить объекты, связанные со справочником Комплектовочная ведомость, в отдельную поставку и интегрировать с существующими конфигурациями.
Заинтересовала статья? Необходимо внедрение подобного инструмента? Обращайтесь!
Дмитрий Цыганов,
разработчик компании «Кодерлайн»