Содержание:
2. Компетенция руководителя проектов со стороны Заказчика и что нужно подтянуть
3. Зачем для управления проектами руководитель со стороны Заказчика, и что, если его нет?
1. Работа руководителя проекта от заказчика. Кто он вообще такой (образование, характер, компетенции)
Руководитель проекта со стороны Заказчика – это, в лучшем случае, специалист, имеющий профильное образование в управлении проектами, а также опыт внедрения корпоративных информационных систем управления, представляющий интересы Заказчика и полностью занятый проектом. Работа руководителя проектов предполагает наличие мощного административного ресурса.
Но на практике РП со своей стороны Заказчик назначает сотрудника, зачастую не знакомого с внедряемым решением и очень смутно представляющим себе проектную деятельность. Более того, должность руководителя проектов часто получает сотрудник, который уже выполняет задачи в компании (руководитель подразделения, специалист отдела, помощник руководителя). Его участие в проекте ограниченно небольшим временем, которое необходимо использовать максимально эффективно.
2. Компетенция руководителя проектов со стороны Заказчика и что нужно подтянуть
a) Коммуникатор между командой проекта и пользователями системы.
Руководитель реализации проектов должен быть коммуникабельным. Важно, чтобы сотрудники компании относились к нему с должным уважением, а руководство Компании донесло до сотрудников, что РП на данном проекте представляет интересы Руководства компании.
В компетенции руководителя проектов согласовывать и организовывать все встречи по проектным задачам с сотрудниками компании: обследование бизнес процессов, обучение пользователей или совещание по проекту. РП должен иметь для это соответствующий административный ресурс.
b) Контролер сроков по проектным задачам.
Как и у РП от Исполнителя, у РП от Заказчика должен всегда находиться под рукой план проекта. Для ведения плана проекта очень желательно понимать основы управления проектами. Для этого нужно ознакомиться с азами управления проектами, например, посетив курсы Project Management Institute, или изучив практики управления проектами. В настоящее время огромное количество информации (в том числе обучающих лекций) находится в свободном доступе. Руководству компании стоит позаботиться о выделении средств и времени на подготовку специалиста. В среднем на приобретение теоретических знаний понадобится около 20 часов – по два часа в день, в течение двух недель.
В обязанности руководителя проектов со стороны Заказчика входит оповещение Руководства компании в случае изменения сроков, оповещение и согласование встреч по проекту, время которых изменилось. Также РП со стороны Заказчика принимает участие в корректировке плана проекта внедрения.
c) Приёмщик результатов проектных задач.
Вообще, задачи принимает непосредственный пользователь функции в системе. Но когда система новая, пользователь, увидев итоговый отчёт, либо соглашается с ним, не проверив работу, либо напрочь отказывается принимать, выдумывая новые и новые требования. Здесь арбитром выступает именно РП со стороны Заказчика. Руководитель проектов должен оценивать результат исходя из первоначальных требований к результату проектной задачи. Для этого он сам перепроверяет результаты проектных задач и принимает или отклоняет их. Для такой роли требуется хотя бы поверхностное знание системы, которая внедряется. Достаточно будет пройти обучающие курсы по внедряемому решению.
Все результаты по проекту так или иначе проходят утверждение у РП со стороны Заказчика. В функции руководителя проектов входит решение конфликтов при приемке результатов проектных задач пользователями системы.
3. Зачем для управления проектами руководитель со стороны Заказчика, и что, если его нет?
При управлении проектом руководитель со стороны Заказчика – единственный в компании, кто всегда знает, на каком этапе находится проект, какие проблемы есть на проекте, кто тормозит и, кто сливает проект. Руководство компании уверено, что их интересы будут представлены, а результаты проекта будут соответствовать заявленным.
А что ожидать от проекта, если такого специалиста не будет. Первое – РП со стороны Исполнителя постоянно будет обращаться непосредственно к Руководству компании по самым тривиальным вопросам. А таких вопросов будет много: от предоставления контактов сотрудников до решения конфликтных ситуаций. Также никто не застрахован от недобросовестного Исполнителя, который не достигнет целей проекта в итоге.
Наличие должности руководитель проекта со стороны Заказчика существенно снижает риски провала проекта. Руководство компании более уверено в результатах проекта. По ходу проекта часто появляются смежные бизнес-процессы подлежащие автоматизации, в задачи руководителя проектов входит оценка необходимости такой автоматизации. Часто РП выявляют скрытые проблемы как в бизнес-процессах, так и у сотрудников компании.
Для продуктивной деятельности руководитель проекта со стороны Заказчика должен обязательно иметь административный ресурс в рамках проектных задач.
Не стоит экономить на повышении компетенций руководителя проектов. По окончании проекта такой сотрудник станет основным носителем знаний по внедрённой системе и её популяризатором.
Специалист компании «Кодерлайн»
Евгений Еленко