Содержание 1. Немного о программных правах 2. Как отражать учет программных прав в 1С 3. Пример автоматизации учета программных прав на основе «1С:Управление холдингом» |
||
Немного о программных правах |
||
Жизнь человечества за последнее столетие стала значительно интересней во многом благодаря появлению кино, телевидения и интернета. В основе успешного развития этих отраслей деятельности в наше время лежит не только разогретый ажиотаж публики, но и хорошо поставленный экономический учет. Объектом этого учета является право на показ того или иного фильма, программы, телепередачи, это право еще называют программным правом. Программные права можно купить у производителя контента, или же оно может возникнуть в результате работы собственного производства. При покупке программного права определяется:
для неисключительных лицензий определяется срок в течение которого может быть показан фильм или программа, количество показов и аудитория показа. Аудитория может определяться либо территорией, на которую происходит вещание, либо средой, в которой происходит распространение контента. Например, это может быть показ в интернете. |
||
Для самостоятельно произведенного контента также определяются сроки показа и количество показов. Сам по себе показ фильма может приносить доход только кинотеатру, телеканалу или интернет каналу. Доход приносит реклама или перепродажа программных прав. При этом показы интересного контента косвенно влияют на увеличение рекламных доходов. Первоначальная стоимость программного права определяется стоимостью лицензии в случае покупки, к стоимости лицензии может добавляться также дополнительно перевод, озвучка. Для собственного производства это могут быть различные затраты на производство, сценарии, реквизит, зарплата актеров, пилотные выпуски. Основной вопрос, который возникает у начинающих вести учет программных прав, это – что лучше использовать для отражения программного права: Нематериальный актив или Расходы будущих периодов. Из всего, что мы уже знаем об учете программных прав, можно сказать, что они подходят под определение нематериального актива: |
||
Нематериальные активы – это объекты, которые: 1. Не имеют материально-вещественной структуры 2. Могут быть использованы в течение длительного срока (свыше 12 месяцев) 3. Имеют стоимостную оценку 4. Способны приносить организации экономические выгоды(доход) в будущем |
||
Длительность использования может определяться сроком лицензии и быть меньше 12 месяцев. Такие НМА просто не попадут в статью баланса «Внеоборотные активы». Но хороший фильм собственного производства может быть показан повторно и через несколько лет, вне зависимости от срока его использования, определенного при создании. Но если следовать букве нашего законодательства, то фильмы и телепрограммы собственного производства, а также фильмы, права на которые полностью выкуплены, нужно учитывать как НМА, а лицензии на показ фильмов и программ, купленные на какой-то срок, как РБП. |
||
А также введены дополнительные справочники для хранения информации о распределении амортизации по показам. Фактические показы загружаются из Excel, и хранятся в отдельном регистре. Амортизация по показам рассчитывается в контуре учета МСФО, в бухгалтерский учет она просто транслируется, а в налоговом рассчитывается отдельно. Учтена также особенность передачи НМА, когда фильм передается на несколько показов и при этом не списывается в учете у передающей организации. Списание программных прав происходит автоматически с учетом списания начисленных резервов. |
||
Ольга Приходько, консультант-аналитик компании ООО “Кодерлайн” |