Содержание:
2. История внедрения маркировки в РФ
3. Зачем нужна маркировка товара
1. Что такое процесс маркировка товаров
На данный момент в России продолжает остро стоять проблема контрафактной и нелегальной продукции. Для отслеживания всего пути продвижения товара начиная с производства и до итогового потребителя, соблюдения условий поставки, отслеживания сроков годности установлена всеобщеобязательная маркировка товара.
Процесс маркировки заключается в нанесении особенной закодированной информации на упаковки, этикетки или тару товара. КиЗ (контрольно-идентификационный знак) создается общим оператором: Центром развития перспективных технологий. Создание почти любого КиЗа платная: от 60 копеек с НДС, но имеется и список товаров с бесплатным формированием КиЗов, такие как жизненно необходимые лекарства до 20 рублей или товары, маркировка которых ещё в стадии эксперимента.
Существуют различные виды КиЗов. Для одежды, обуви и молочной продукции это 2-d штрихкода, а изделия из меха оснащены радиочастотными RFID-метками.
Радиочастотные RFID-метки
Обязательная маркировка охватывает всех участников процессов: производители проводят начальную маркировку на произведенный товар, поставщики проверяют КиЗы при принятии продукции и отмечают в «Честном знаке» её выбытии, а розничные продавцы выводят изделия из оборота при продаже её конечному потребителю.
2. История внедрения маркировки в РФ
Изначально маркировка продукции в РФ не была завязана на цифровые решения. Выпускались серийные наклейки голографического вида и акцизные наклейки на алкоголь, табак и медиа продукцию. Некоторые регионы производили попытки вводить местную маркировку.
• Впервые предложение об общественном мониторинге с использованием маркировки было объявлено в феврале 2015 г. Было решено обратить особое внимание на отслеживание оборота лекарственных средств, осуществить воплощение и ведение всеобщей системы.
• Концепция принудительной маркировки была протестирована на меховых изделиях в 2016г. По итогу произведенного эксперимента «Центр развития перспективных технологий» отчитался, что за 2 года выведена большая часть незаконных изделий, а продажи в открытом бизнесе выросли в 7 раз.
• В 2017 г. была определена организация, ответственная за разработку и управлению системой по отслеживанию передвижения лекарственных препаратов(МДЛП). Им стала Федеральная налоговая служба.
• В ноябре 2018 года полномочия ФНС в обслуживании системы МДЛП были отданы компании «Честный знак».
• В июле 2019 году список обязательной продукции для маркировки пополнился молочными изделиями, причем помимо «Честного знака» продукция отслеживается и в структуре ФГИС «Меркурий» (ветеринарная сертификация), маркировка начата в июне 2020г, с декабря того года была запрещена реализация товаров, не прошедших маркировку.
• С июля 2021 года установлен надзор за импортными товарами, утвержден перечень соответствующих товаров, обязательно оформление документации только в цифровом формате.
• В 2024 году каталог товаров значительно расширен, планируется введение прослеживание абсолютно всех изделий.
3. Зачем нужна маркировка товара
Рассмотрим плюсы ввода требуемой маркировки товаров:
• Увеличения объемов производства и реализации у легальных производителей, благодаря выявлению и недопуске к продаже нелегальных изделий.
• Массовый переход на электронный документооборот производителей и продавцов, что позволяет сократить объем бумажных документов, увеличит скорость их доставки и согласования.
• Отслеживание в бизнесе в режиме онлайн движения продукции поможет производить корректное планирование производства, рассчитать необходимые запасы и повысить оборот необходимой продукции, настроить оптимальные логистические схемы, планы закупок.
• Учет корректных остатков товаров и настройка оптимальных закупок.
• Потребитель получает легальную продукцию, безопасную для жизни и здоровья.
• Мгновенная передача информации об обнаруженной контрафактной продукции в контролирующий орган.
• Государство получает сокращение теневого рынка, увеличение налоговых платежей и таможенных сборов с легального рынка, уменьшение количества расходов на организацию контроля.
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Алёна Барыбина