Содержание:
1. Теоретическая часть адресной системы хранения
2. Реализация адресного хранения на складе в 1С
3. Что можно доработать при настройке системы хранения товаров
Конфигурации 1С, предназначенные для ведения управленческого учета, «1С:Управление торговлей», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием» – предусматривают поддержку адресной системы хранения на складе. Данная возможность вполне функциональна и включает в себя все элементарные действия, выполняемые на адресном складе.
Тем не менее настройка работы адресной системы хранения достаточно сложна и требует не только понимания логики самой системы, но и понимания самого порядка организации адресного хранения на складе.
В рамках данной статьи мы разберем реализацию статической и динамической систем хранения на складе.
1. Теоретическая часть адресной системы хранения
Прежде всего разберемся с терминологией.
Динамическая система хранения – организация адресного склада, предусматривающая размещение любого товара в любой части склада.
Статическая система хранения – организация адресного склада, предусматривающая выделение для каждого товара обособленной части склада. Иное размещение товара на хранение в этой части невозможно.
Обе системы имеют свои плюсы и минусы.
Естественное преимущество статической системы – ее простота и очевидность. Именно статические системы (и их производные) активно использовались в докомпьютерную эпоху. Местонахождение товаров на складе прозрачно для персонала, и сотрудники в состоянии поддерживать складской логистический процесс даже при возникновении сбоев в учете.
Недостаток статической системы столь же очевиден – использование складских площадей неэффективно и часть складской площади (объема) изымается из оборота – то, что зарезервировано под один товар, нельзя использовать для другого.
Динамическая система напротив – использует площадь (объем) с высокой эффективностью, но при этом не дает возможности запомнить расположение товара – что угодно может быть где угодно. Сбои в программе, поддерживающей адресную систему хранения часто фатальны для складского процесса.
Казалось бы, если мы говорим о внедрении, выбор очевиден. Преимущества компьютерной системы ярко проявятся именно при использовании динамического подхода, ну а возможные сбои можно смело отнести к задачам самого процесса внедрения.
Но не все так просто. У статической системы есть одно несомненное преимущество – она позволяет эффективно реализовать ряд оптимизационных подходов на складе. Маршрутизация, создание горячей зоны – все это требует либо постоянного перерасчета, либо жесткой привязки конкретных номенклатурных позиций к конкретным местам хранения, т.е. статической системы.
Но оба эти подхода вполне можно совместить в рамках одного склада. Достаточно вспомнить о том, что проблема эффективного использования площади (объема) – это прежде всего проблема зоны основного хранения, тогда как маршрутизация и прочие оптимизационные технологии востребованы в зоне отборки. Оптимальное использование площади (объема) в зоне отборки не столь важно – там все равно нормированные запасы.
Таким образом, в пределах одного склада нам надо реализовать зону основного хранения с динамической системой хранения и зону отборки со статической системой хранения.
2. Реализация адресного хранения на складе в 1С
1С:УТ/КА/ERP позволяет управлять процессом расстановки товара на складе при помощи Правил распределения.
Условно правило распределения можно свести к указанию помещать определенную группу товаров (Складскую группу номенклатуры 1С) с учетом упаковки, в которой она находится (Складская группа упаковок 3) в определенную часть склада (Область хранения).
Область хранения задается для каждой ячейки. Таким образом с помощью правил для каждого товара может быть определен перечень ячеек, в которых он может находиться.
Казалось бы, порядок действий вполне очевиден. Мы можем задать общую зону для всех товаров – зону основного хранения и отдельно для каждого товара – зоны отборки из 1-2 ячеек. Собственно говоря, создание зон отборки не является необходимым. Это скорее пометка, чтобы не запутаться.
Оптимизационный алгоритм при отборке может быть реализован за счет поля «Порядок обхода», задаваемого для каждой ячейки.
Однако тут мы столкнемся с другой проблемой. Как заставить программу помещать при приемке товары в зону основного хранения, а отбирать из зоны отборки.
Делается это следующим образом. При размещении программа будет руководствоваться правилами размещения. Соответственно, правила размещения в зоне основного хранения должны иметь максимальный приоритет. Мы поступим проще. Правил на размещение в зоне отборки у нас просто нет.
Поэтому программа будет размещать товары только в зоне основного хранения.
При отборке программа пытается в первую очередь обратиться к ячейкам, относящимся к первому уровню доступности. Соответственно для ячеек зоны отборки этот уровень должен быть установлен равным 1, а для ячеек зоны основного хранения - 2.
Отборка происходит из зоны отборки.
3. Что можно доработать при настройке системы хранения товаров
У предложенной схемы есть один недостаток. Нам удалось реализовать автоматику размещения товаров в ячейках и отборки товаров из ячеек. А вот перемещение товаров из зоны основного хранения в зону отборки придется делать вручную.
Здесь возможны два варианта решения, описание которых выходит за рамки статьи.
1. В программе реализован механизм подпитки, но работает он только в том случае, если речь идет об изменении единицы хранения. Например, если в зоне основного хранения будут стоять паллеты, а в зоне отборки упаковки, то для такой ситуации в программе есть стандартное решение.
2. Пополнение зоны отборки можно реализовать в том случае, если мы сделаем зону отборки и зону основного хранения самостоятельными складами. В этом случае для пополнения можно будет использовать стандартный функционал управления потребностями. Естественно, что данный вариант предполагает внесение изменений в настройки соглашений с поставщиками и с клиентами
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Андрей Лебедев.