Содержание статьи:
1. Постконтроль и план-фактный анализ
Бизнес-процесс контроллинга обеспечивает в компании корректность использования основных ресурсов (денежных, материальных, активов, внеоборотных средств) и обязательств (кредиторская задолженности, финансовые инструменты).
Основная сложность выстраивания данного процесса носит организационные особенности с психологическим оттенком: проверять и контролировать – это особо деликатная задача. Очень часто данный процесс имеет исторически сложившуюся структуру, завязанную на личностных качествах сотрудников и их репутации.
Именно поэтому функция контроллинга и лимитирования, настроенная в 1С:Управление холдингом, является незаменимым инструментом в крупных компаниях и холдингах.
В 1С:УХ контроллинг настроен на три формы ресурсов, что обеспечивает корректность их использования:
Реализовано два концептуальных подхода к контроллингу на предприятии.
1. Постконтроль и план-фактный анализ
Данный вид контроля реализован посредством сбора фактических данных по исполнению бюджета и формированию план-фактного анализа.
По сформированным отклонениям (в относительном или абсолютном выражении) можно проводить работу по анализу причин отклонений, по оценке соответствующих решений, приведшим к такой ситуации, и по разработке стратегии для дальнейшей деятельности.
2. Превентивный контроль
Превентивный контроль осуществляется на этапе инициации операции до момента ее фактического совершения. Сформированная заявка, которая выражает желание совершить хозяйственную операцию, сверяется с согласованными ранее лимитами. Если заявка выходит за пределы позволенного, т.е. превышает бюджет, то система может выполнить одну из двух функций:
- запретить проведение такого документа до момента корректировки бюджетных лимитов – это полная блокировка оттока активов, увеличения обязательств;
- разрешить проведение операции, но предупредив инициатора и оповестив всех ответственных за данный бюджет (или запросить дополнительное согласование).
У каждой компании есть свои особенности контроллинга. В связи с этим для каждого бюджета есть возможность настройки своих правил – сценарии бюджетирования, горизонт и шаг планирования. Все это устанавливается на отдельном рабочем месте:
Параметры оперативного планирования довольно гибкие. В данном же рабочем месте определяем, каким документом задаются лимиты – документ «Оперативный план» или «Экземпляр отчета».
Особенности задания лимитов с помощью документа «Экземпляр отчета» будут рассмотрены в одной из следующих статей.
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Анна Анкабаева.