Содержание:
1. Определим данные, на основании которых формируется задолженность
2. Как сформировать отчет по задолженности клиентов в 1С
При работе с клиентами очень важен своевременный контроль оплаты клиентами реализованной продукции и оказанных услуг.
Если в работе с клиентами по предоплате реализация не выполняется без получения денежных средств и риски неоплаты минимальные, то с использованием отсрочек или этапов в условиях оплаты эти риски появляются.
Однако требования рынка таковы, что в условиях конкуренции, продавец вынужден быть гибким в работе с клиентами, особенно оптовыми: предоставлять отсрочки, выстраивать правила работы с клиентами и контролировать их выполнение.
Рассмотрим реализацию данного бизнес-процесса на примере конфигурации 1С ЕРП 2.4.
1. Определим данные, на основании которых формируется задолженность
Определим данные, на основании которых формируется задолженность, с историей по каждому объекту расчета. Ключевым значением в определении своевременной оплаты является плановая дата оплаты. Но для общего понимания сначала вспомним возможности программы 1С ERP по настройке ведения взаиморасчетов.
Детализация расчетов с клиентами может выполняться в целом по договору, по заказу или же по документу реализации в 1С (накладным).
Условия оплаты можно установить в справочнике «Соглашение с клиентом» и в документах «Заказ клиента», «Реализация» и «Акт выполненных работ».
Для использования Соглашений и Заказов клиентов в разделе «НСИ и администрирование → Продажи» можно установить параметры «Использование соглашений с клиентами», «Договора с клиентами» и «Заказы клиентов».
В «Соглашении с клиентом об условиях продаж» создание этапов оплаты происходит следующим образом:
1. Переходим в пункт «Условия продаж → Оплата».
2. Учет отсрочки может выполняться как в календарных, так и в рабочих днях.
3. Создадим в 1С документ Реализация товаров и услуг с соглашением, где указана отсрочка на 30 календарных дней. Плановая дата оплаты установилась автоматически – 31.01.2020 г.
4. Для анализа формирования задолженности клиентов в 1С создадим еще несколько документов.
2. Как сформировать отчет по задолженности клиентов в 1С
Сформируем отчет по задолженности клиентов в 1С для контроля за сроками оплаты, и проверим корректность результата. В случае обнаружения несоответствия, мы попытаемся найти причину ошибки и внести исправления штатными средствами.
Историю формирования задолженностей анализируем через Универсальный отчет по РН «Расчеты с клиентами по срокам».
В договоре ООО «АЛЬФА» была указана детализация расчетов «По заказам». Поэтому данные построились строго по Заказам клиентов (Объект расчета). Расчетными документами выступили документы возникновения долга (Реализация). Каждый документ отгрузки и оплаты отобразился как Документ регистратор с видом документа Приход/Расход. Делаем заключение, что по ООО «АЛЬФА» данные отобразились корректно. Дата планового погашения указана, платежи закрывают реализацию.
Теперь рассмотрим данные по ООО «Ромашка». Дата планового погашения указана не везде, платежи не закрывают реализацию. Объектами расчетов каждый раз выступают сами документы.
В документе реализации 1С указана детализация расчетов «По накладным», дата планового погашения задолженности указана как 31.01.2020. Из отчета зайдем в документы «Поступление безналичных денежных средств 1С».
Обращаем внимание, что не заполнено основание платежа. Заполняем этот реквизит.
Заполняем этот реквизит у других документов и проверяем отчеты.
По клиенту ООО «Ромашка» долг полностью закрылся.
Проверяем отчет «Задолженность клиентов по срокам». По ООО «Ромашка» просроченная задолженность клиента в 1 000 000 рублей закрылась Наши долги уменьшились до 50 000 руб.
Возможны и более сложные случаи, но с помощью анализа истории задолженности всегда можно определить причины ошибок и внести исправления.
В штатном отчете «Задолженность клиентов по срокам» можно изменить визуализацию. Например, создать собственные границы задолженности клиентов.
Кроме того, можно построить отчет по Дате планового погашения, где дата представлена как номер месяца. При ведении переговоров с клиентом по своевременным оплатам, Вы сможете оперировать не только просроченной дебиторской задолженностью, но и предстоящими сроками оплат в текущем и будущем периоде. Например, учесть, что в текущем месяце помимо 24 000 000 рублей, клиент должен оплатить еще и 6 000 000 рублей.
Работа с задолженностями клиентами в 1С - это очень важная сторона ведения бизнеса. Своевременное выявление нарушений условий взаиморасчетов снижает риски неоплаты реализованной продукции.
1С ERP позволяет установить границу максимальной задолженности по каждому договору, в требуемый момент заблокировать отгрузку до закрытия долга.
Но Вы должны быть уверены в корректности отчетов, ориентироваться в механизмах программы 1С ERP, разбираться в истории возникновения просроченной задолженности.
Надеюсь, что данная статья поможет Вам в сложной ситуации.
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Симин Владимир