В большинстве случаев компании хотят делать все сразу и вместе. Пытаются воспринимать инструмент (CRM это инструмент) как методологию, а именно – сейчас мы купим программу, поставим ее и продажи взлетят до небес. Нет. В первую очередь в таких проектах надо уделять внимание методологии. Когда приходишь в компанию и необходимых для работы бизнес-процессов нет, то первое, с чего стоит начинать – это выстраивать бизнес-процессы, а потом уже их внедрять. Это может происходить параллельно с внедрением продукта. Заказчик должен понимать, ЧТО мы автоматизируем. Порядок действий должен быть таким: первое – описать процессы, второе – автоматизировать эти процессы в рамках CRM.
Из своей практики могу посоветовать внедрять CRM по частям, поэтапно. Начинать с очень простых блоков и переходить к более сложным:
Самые простые блоки – управление клиентской базой. На этом этапе следует разобраться, кто наши клиенты, составить “портрет” клиента, добавить аналитики (что необходимо анализировать). То есть начать вести клиентскую базу, фиксировать контакты по каждому клиенту.
Потом переходить к блоку взаимодействия с клиентом с возможностью фиксации каждого телефонного звонка, встречи, планирование этих контактов.
Последующие блоки более сложные: управление бизнес-процессами – выстраивание всего процесса продаж с точки зрения бизнес-процессов – внедрение карты маршрутов.
Хочу затронуть еще одну тему. Есть достаточно много программ CRM, выпущенных не фирмой 1С. У программы CRM фирмы 1С есть огромный плюс – она безшовно может встраиваться в любое решение 1С, будь то “1С:Управление торговлей“, комплексная автоматизация либо 1С:ERP. Другими словами – мы можем встроить блок CRM в «1С:Управление торговлей» и использовать его в рамках единой информационной базы без обменов и передачи данных. Работа идет в “одной программе”.