Сегодня мы поговорим об этапах внедрения 1С:ERP. Коснёмся проблем внедрения системы.
На вопросы отвечает эксперт по внедрению программных продуктов 1С компании ООО “Кодерлайн” Екатерина Олифиренко.
Екатерина, расскажите об этапах внедрения 1С:ERP.
У каждой компании, руководителя проекта может быть свое понимание этапов процесса внедрения. Единой методологии, на мой взгляд, не существует. Мы можем предложить наиболее оптимальные, по-нашему мнению, решения.
У нас это обычно происходит так:
1. Демонстрируем клиенту возможности программы – стандартный функционал для понимания, устроит его система или нет.
2. После того как клиент заинтересовался продуктом ему предлагается провести экспресс-обследование для озвучки приблизительной оценки внедрения. На мой взгляд, ограничиться экспресс-обследованием не целесообразно. Его результатом должно быть моделирование и следующая демонстрация клиенту. Только после демонстрации бизнес-процессов клиента можно назвать точную или максимально приближенную к реальности стоимость.
Возможен еще один вариант:
Проводим экспресс-обследование – приходим на предприятие, общаемся с сотрудниками и рисуем “на бумаге” примерную схему процессов. В программе ничего не демонстрируем. Аналитики сами понимают, где будет использован типовой функционал, а где придется дописывать систему. На основании полученной информации специалист может сделать выводы о примерной стоимости проекта. В таком варианте невозможно предусмотреть все нюансы и стоимость будет приблизительной. Максимально приближенную к реальности цену проекта можно получить лишь продемонстрировав клиенту работу его бизнес-процессов в системе и получив от него обратную связь о результате.
3. Далее с учетом проведенного моделирования, полученной обратной связи от клиента производим расчет стоимости внедрения 1С:ERP.
4. Начинаем непосредственно внедрение.
4.1. При внедрении производим детальное моделирование каждого процесса в программе, демонстрируем работу его бизнес-процессов в 1С:ERP, проговариваем моменты, требующие доработки. Составляем документ с перечнем того, что клиент получит в результате внедрения: описываем работу системы – куда нажимать клиенту для получения необходимого результата. Таким образом, составляем предварительную инструкцию по работе с программой – “Функциональные требования к системе”. Далее задача проектной команды заключается в том, чтобы привести в соответствие программу с перечисленными требованиями в документе “Функциональные требования к системе”
4.2. Разрабатываем технические задания
4.3. Передаем технические задания в отдел разработки
4.4. Демонстрируем результат клиенту
4.5. Обучаем пользователей
Вместе с программой клиент получает полную документацию по проекту – “Руководство пользователя”.
Такие работы как: детальная демонстрация, составление и утверждение с клиентом функциональных требований, разработка ТЗ и разработка программы могут проводиться по разным блокам одновременно. Чтобы не загружать клиента на итоговых демонстрациях, работы по нескольким блокам презентуются вместе.
При заключении договора все этапы проекта описываются, устанавливаются сроки на выполнение.
На проектах периодически проходят статус-совещания, встречи с клиентами.
Сколько времени уходит на предварительное обследование и моделирование?
На предварительное обследование и моделирование в среднем уходит примерно от двух до четырех недель. Все зависит от масштабов проекта – от количества и сложности бизнес-процессов компании.
С какими проблемами сталкиваются клиенты при внедрении 1С:ERP?
Проблемы в основном такие же как при внедрении других программных продуктов линейки 1С.
К специфической проблеме внедрения могу отнести несогласованность в работе разных подразделений. Поскольку в 1С:ERP присутствуют в единой базе несколько видов учета, то не правильное определение круга лиц, которые будут подтверждать и согласовывать разные бизнес-процессы, повлечет за собой проблемы на этапе приемки. Например, если куратор проекта со стороны заказчика неправильно назначил ответственных по каждому процессу: ответственных должно быть два человека на конкретный процесс – из одного подразделения и из другого. Они оба должны посмотреть и сказать: устраивает их реализация или нет. Назначили кого-то одного. В итоге по завершению проекта выясняется, что результат не устраивает работников одного из подразделений, так как не правильно отражается в его области учета. Приходится переделывать.
Из “классических” проблем внедрения программ на ум приходят следующие:
Саботаж пользователей, не желающих что-то менять
Политические проблемы внутри компании
Нехватка ресурсов
Проблема коммуникаций
Недостаточная нагрузоустойчивость систем
Что можно посоветовать клиентам, рассматривающим 1С:ERP в качестве варианта автоматизации бизнеса?
Не отвергать категорически функционал, присутствующий в программе.
Не заострять большое внимание на том, как работали до сих пор, а для начала посмотреть возможности программы.
Более лояльно относиться к небольшим корректировкам своих бизнес-процессов, чтобы кардинально не переписывать систему.
Не экономить на моделировании. По итогам моделирования вы получите прозрачную схему – уже в начале проекта будете знать, за что и сколько заплатите. При отсутствии этапа моделирования нужно быть готовым к сюрпризам в середине или в конце проекта – “тут что-то не учли, там забыли, а так вообще не нравится”. В результате стоимость проекта значительно выросла и получилось как в анекдоте “и делать с ней нечего и выкинуть жалко…”. Мой совет: не жалейте деньги на этап моделирования.
Заказать внедрение
системы 1С:ЕRP