Cодержание:
1. Понятие информационной системы
«Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система»[1].
1. Понятие информационной системы
В процессе работ по модернизации структуры информационных систем организаций сталкиваешься с отсутствием единого понимания у участников проекта по следующим моментам:
1) состояние действующей информационной системы предприятия - «как есть»;
2) какой будет новая информационная система после модернизации – «как будет».
Это касается как проектов, реализуемых самой Организацией – собственными ресурсами, так и проектов реализуемых с привлечением внешних Исполнителей.
Цель этой статьи – познакомить с инструментом, который поможет участникам проекта задокументировать единое понимание состояний «как есть» и «как будет».
Основное понятие информационной системы, которое используется в этой статье – это процесс, как совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата[2].
Информационные процессы – это все процессы, в которых происходят действия с информацией как в бумажном, так и в электронном виде. Как пример, это учетные процессы или плановые процессы.
2. Диаграммы классов UML
Для описания процессов в информационных системах - состояние «как есть» и «как будет» - предлагается использовать диаграмму последовательностей (sequence diagram) унифицированного языка моделирования (Unified Modeling Language, язык UML). Далее по тексту диаграмму последовательностей буду называть «Диаграммой», а унифицированный язык моделирования – «UML».
Эти инструменты достаточно понятны как в подготовке, так в восприятии участниками процесса (сотрудники и руководители организации, чьи действия представлены в описании процесса).
Диаграммы классов UML можно готовить (формировать) в программе Visio или Excel (менее удобно).
На рисунке 1 представлен пример описания информационного процесса с использованием диаграммы UML.
Рисунок 1. Пример описания информационного процесса.
Для описания процесса используются несколько элементов диаграммы UML. Элементы и их назначение в описании информационного процесса отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы диаграммы UML и их назначение в описании информационного процесса.
Результаты обследования действующих информационных систем («как есть») можно описывать с помощью диаграммы класса UML. При этом:
1) обеспечивается полнота описания – в отличие от текстового формата;
2) выявляются проблемы действующих информационных процессов и оперативно доводятся до участников проекта;
3) обеспечивается прозрачность (наглядность) описания и, соответственно, ускоряется процесс согласования описания «как есть» участниками проекта.
К описанию «как есть» обязательно прилагаются действующие документы, отражающие входящую (исходящую) информацию и способы (методы) ее обработки.
Описание «как будет» - предлагаемые к внедрению информационные процессы - также описываются с помощью диаграммы UML. С приложением проектов документов, отражающих входящую (исходящую) информацию и способы (методы) ее обработки.
С помощью диаграммы UML можно описывать не только этапы информационных процессов, но и процессы движения товарно-материальных ценностей (движение ТМЦ). Участники в этом случае заменяются на места приемки, отгрузки (передачи), хранения, переработки. А информационные потоки на потоки ТМЦ.
Используя для описания информационных процессов диаграмм класса UML, можно получить экономию ресурсов проекта (время, деньги) и удовлетворение участников проекта от проделанной совместной работы и достигнутой цели проекта.
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Михаил Найдич.
[1] ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Группа Т59. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен 01 ноября 2015.
[2] ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Группа Т59. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен 01 ноября 2015.