Содержание:
2. Синдром самозванца: "Я недостаточно хорош для этого" при обучении новым навыкам работы в 1С
3. Сопротивление новым технологиям при обучении: “Зачем менять то, что и так работает?”
4. Установки, которые мешают обучению работе с программой 1С
Внедрение новой версии 1С или переход на автоматизацию через 1C:КОРП — это не только про технику, инструкции и регламенты. Это всегда про людей. Даже самый логичный и полезный функционал может вызывать неожиданное сопротивление. Почему? Всё дело в психологических барьерах, которые включаются у сотрудников при обучении новым приёмам работы в 1С.
Разберёмся, что именно мешает людям учиться и как это преодолеть.
1. Страх показаться глупым
Самый частый барьер — боязнь не понять, ошибиться и быть осмеянным. Взрослый сотрудник может не задать вопрос на обучении по 1С, даже если ничего не понял. Почему? Потому что боится выглядеть некомпетентным.
📌 Как это выглядит:
– «Ой, я потом сам посмотрю».
– «Я гуманитарий, мне сложно такие штуки».
– «Это, наверное, глупый вопрос…»
📌 Что помогает:
– Создать среду, где безопасно ошибаться.
– Прямо говорить: «Ошибаться — нормально. 1С — это система, которую не осваивают с первого раза».
– Давать возможность задать вопросы один на один, без публики.
2. Синдром самозванца: "Я недостаточно хорош для этого" при обучении новым навыкам работы в 1С
Даже опытный бухгалтер может почувствовать себя «нелегалом» в мире технологий. При переходе на новые модули 1С, особенно с элементами автоматизации, всплывает тревожное: «Я не справлюсь, а вдруг все увидят, что я ничего не понимаю?»
📌 Что помогает:
– Рассказывать истории других сотрудников: «Я тоже вначале запуталась — и это нормально».
– Отмечать каждый шаг вперёд, пусть даже маленький.
– Регулярная поддержка от руководителя: «Я вижу, ты стараешься — это уже отлично».
3. Сопротивление новым технологиям при обучении: “Зачем менять то, что и так работает?”
Когда сотруднику говорят: «Теперь мы всё это будем делать в 1С», он может не сказать вслух, но подумает: «А зачем? Я 15 лет делал это в Excel — и всё было отлично».
Это не лень. Это нормальная работа мозга, который предпочитает привычные действия.
📌 Что помогает:
– Показать, как новый способ с 1С экономит время, снижает рутину и избавляет от ошибок.
– Не ждать мгновенного перехода. Лучше — давать возможность попробовать и адаптироваться.
– Первые шаги делать вместе: «Давайте введём этот документ вместе. Покажу, как это удобно».
4. Установки, которые мешают обучению работе с программой 1С
«Я не технарь», «У меня плохая память», «В моём возрасте это уже бесполезно» — такие установки действуют как самосбывающиеся пророчества. Если человек не верит, что сможет освоить 1С, он и не будет прикладывать усилия.
📌 Что помогает:
– Заменить установки на гибкие: «Я пока не умею, но могу научиться».
– Дать задания, которые можно быстро освоить и почувствовать успех.
– Хвалить не только результат, но и старание: «Ты уже разобрался с шаблонами? Круто, это важный шаг».
Психологические барьеры при обучении 1С — это не капризы и не «нежелание развиваться». Это естественная реакция на перемены. И если мы хотим, чтобы сотрудники уверенно работали в 1С, недостаточно дать им инструкции. Нужно дать им поддержку, уважение и пространство для ошибок.
🎯 Настоящее обучение — это не просто про знания. Это про веру в себя.
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Денис Макушев