Содержание:
1. Какие основные причины появления невалидных подписей
2. Почему важно проверять информацию о МЧД
3. Как настроить проверку в 1С
4. Дополнительные причины появления ошибок с подписями
5. Как проверить наличие проблемных подписей по МЧД в 1С
6. Как избежать подобных ситуаций
Невалидные подписи в 1С-ЭДО при использовании машиночитаемой доверенности представляют собой распространённую проблему, с которой сталкиваются пользователи при обмене электронными документами.
С чего начать проверку?
В первую очередь необходимо определить источник проблемы: в самой подписи или в МЧД. От этого зависит дальнейший алгоритм действий.
1. Какие основные причины появления невалидных подписей
1. Электронная подпись недействительна или отозвана:
Подпись может оказаться невалидной, если:
- истёк срок действия сертификата;
- сертификат был отозван;
В таком случае необходимо переподписать электронный документ.
2. Проблемы в МЧД (машиночитаемой доверенности):
Частые сценарии:
- в МЧД используются текстовые полномочия, а не подобраны из классификатора полномочий, и система не может автоматически их распознать;
- отсутствует проверка полномочий или она не корректно настроена;
- в МЧД указаны полномочия, не соответствующие конкретной операции;
- Отсутствие МЧД.
2. Почему важно проверять информацию о МЧД
Ответственность за корректное и проверку лежит не на операторе ЭДО или 1С, а на пользователе, обрабатывающем документ и принимающем документ к учёту.
1С-ЭДО может только подсветить проблемный документ (красным цветом), но не принимает окончательного решения — всё зависит от действий пользователя.
Типичная ошибка: МЧД есть, но документ юридически не значим.
В практике нередко встречается ситуация:
- документ подписан в другой системе (не в 1С-ЭДО);
- в МЧД указаны полномочия, не относящиеся к текущему виду документа;
- оператор ЭДО не проверяет полномочия, а только наличие самой МЧД.
Это приводит к юридически не значимому документу — несмотря на наличие подписи и МЧД, она не даёт права на подписание конкретного типа документа. Ответственность за принятие такого документа ложится на сотрудника, который учёл его в системе.
В законодательстве отсутствует обязательство операторов ЭДО проверять содержание и соответствие полномочий в МЧД. Поэтому:
- у большинства операторов проверяется только наличие доверенности, но не её содержание;
- система технически допускает подписание документов, не имеющими на это юридического права.
3. Как настроить проверку в 1С
Чтобы 1С-ЭДО автоматически проверяла полномочия по МЧД:
1. Нужно добавить проверку полномочий в доверенности — при использовании текстовых полномочий. Если у контрагента подписанты не меняются — достаточно один раз.
2. После настройки система начнёт проверку автоматически для новых документов.
3. Для уже полученных документов проверку нужно запускать вручную (в каждом документе отдельно).
Если документооборот огромный и таких документов не одна тысяча – это приносит некоторые неудобства пользователям. Поэтому вы можете оставить пожелание разработчикам 1С-ЭДО, если таких пожеланий будет зарегистрировано большое количество, то этот механизм доработают и в ближайшем релизе 1С такая функциональность появится и порадует нас с вами.
Как оставить пожелание – в текущих делах ЭДО через «Есть идея?»
Находится в расширенном интерфейсе в нижней части, показано на скриншоте ниже.
Есть идея
Заполняем форму в свободной форме и отправляем.
Опрос для пользователей сервисов 1С
4. Дополнительные причины появления ошибок с подписями
- Неверная настройка крипто провайдера (например, КриптоПро CSP);
- Отсутствие или просроченные корневые сертификаты УЦ;
- Устаревшие компоненты или несовместимые версии программного обеспечения.
Последствия невалидных подписей:
- Отклонение документов налоговыми органами или контрагентами;
- Фактическое отсутствий правовых последствий;
- Задержки поставок, нарушенные расчёты и отчётность;
- Риски блокировки вычетов и налоговых прав.
5. Как проверить наличие проблемных подписей по МЧД в 1С
Для этого:
1. Перейдите в «Архив ЭДО» или «Текущие дела ЭДО»;
Раскрываем «Быстрый поиск», затем «Еще» и ищем в отборах «Есть невалидные подписи по МЧД».
Есть невалидные подписи по МЧД
2. Удобнее будет дополнительно установить отбор по контрагентам;
3. Визуально проблемные документы подсвечиваются красным цветом.
Что делать при обнаружении ошибки?
Проверьте срок действия сертификата;
Убедитесь в корректности настроек крипто провайдера и актуальности ПО;
Проверить наличие МЧД в электронном документе на вкладке «Подписи», если МЧД отсутствует - запросить МЧД у контрагента любым удобным способом:
Через электронную почту файлом или номером доверенности;
Отправить через 1С-ЭДО МЧД.
После получение МЧД в информационную базу или с помощью загрузки в справочник Машиночитаемые доверенности (003) и настройки правил проверки полномочий переходим в электронный документ, где не было доверенности и запускаем проверку «Проверить электронные подписи» и МЧД подставится в поле доверенность.
Если же устранить проблему не удалось самостоятельно вы также можете обратиться в техподдержку, обслуживающую вашу организацию или в 1С.
6. Как избежать подобных ситуаций
Включите правила проверки полномочий МЧД контрагентов;
Регулярно обновляйте крипто провайдеры и компоненты;
Назначьте ответственного за контроль ЭДО и МЧД в организации;
Учитывайте возможные сбои в работе распределительного реестра ФНС (на момент работы Реестра ФНС в ограниченном режиме или при технических работах в реестре). Для этого достаточно зайти на сайт https://m4d.nalog.gov.ru и проверить любую действующую МЧД, если проверка не прошла, необходимо ожидать. Также вы можете проверить доверенность вручную. Для этого в электронном документе кликаем на поле «Статус подписи» в Полномочия ограничены и не проверены указываем «Проверить вручную».
Проверить вручную
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Виктория Фомина



