Содержание:
1. Для чего предназначена и что собой представляет ИТ-платформа Битрикс24?
2. Перечень стратегий при проектировании внедрения Битрикс24
1. Для чего предназначена и что собой представляет ИТ-платформа Битрикс24?
Создатели современной российской информационной системы для управления бизнесом Битрикс24 позиционируют свой замечательный программный продукт, как некую комплексную ИТ-платформу. Эта платформа предназначена для управления всей компанией и содержит в себе функции и возможности, способна заменить собой десятки приложений с более узкой функциональностью.
В общем, весьма смелое заявление. Попробуем разобраться, соответствует ли это действительности, т. е. можно ли обойтись одним только Битрикс24 для управления типовой компанией.
Программный продукт устроен в соответствии с современным принципом «модульной архитектуры» или «открытой архитектуры». Т. е. опции и/или функции Битрикс24 могут использоваться как вместе, так и по отдельности, или отдельными пакетами. Отсюда и вытекает вопрос, который вынесен в заголовок данной статьи.
Действительно, разработчики проделали очень большую работу и заложили очень большое количество различных «фишек». Но огромный выбор, это не всегда хорошо, потому что усложняет жизнь пользователю, когда мы теряемся при ответе на вопрос «А что же мне надо взять из этого многообразия, чтобы повысить эффективность своего бизнеса, а не завязнуть в бесконечном внедрении?»
Разработчики уже сгруппировали свои наработки в несколько разделов:
- CRM-система;
- Онлайн-офис;
- Видеозвонки;
- Задачи и проекты;
- Контакт-центр;
- Сайты и магазины.
На мой взгляд, не очень понято основание для такого разделения, но что есть, то есть.
2. Перечень стратегий при проектировании внедрения Битрикс24
Схема №1 «Основные функциональные позиции типового предприятия»
На схеме №1 я попытался отобразить следующие моменты:
*на предприятии есть базовые процессы (продажи, закупка, производство, складирование, транспортировка) и соответственно функциональные подразделения;
*есть управленческие функции (контроль, организация, координация, анализ, планирование), которые осуществляет генеральный директора со своими «штабными подразделениями);
*между различными частями предприятия существует разветвленная сеть коммуникаций.
Намеренно не перечисляю и не раскрываю каждую опцию ИТ-платформы, поскольку формат, замысел и объём статьи не позволяют это сделать. Попытаюсь взглянуть на ситуацию с высоты «птичьего полёта».
Во-первых, хотелось бы обратить внимание, что Битрикс24 не предназначен для решения задач ведения бухгалтерского учёта, не решаются вопросы кадрового учёта и начисления заработной платы. Финансовый менеджмент, типа бюджетирования, естественно, удел «1С:ERP» или «1С:Управление холдингом».
Никто же не будет спорить, что бухгалтерия – управленческая функция?
Поэтому при автоматизации управления компанией одним только Битрикс24, увы, не обойтись.
Такой вот первый вывод из сопоставления схемы №1 и функциональности программного продукта.
На уровне базовых бизнес-процессов. Создание производственной программы и её реализации тоже не является «областью компетенций» платформы, как и транспортная логистика. Создатели добавили функцию складского учёта, но сомнительно, что он сравнится с той же «1С:ERP» или «Управлением торговли».
Но и без этого количество опций весьма велико. Поэтому второй вывод сформулирую более развёрнуто. Чтобы пользователю при создании технического задания на внедрение Битрикс24 и выборе ценового предложения не утонуть в деталях и зря не перерасходовать бюджет, я бы предложил выбрать «фокус» или акцент из следующего перечня варианта, это и будет первым приближением при ответе на вопрос «Как создать Битрикс24»?
Перечень стратегий (фокусов) при проектировании внедрения Битрикс24 для своего бизнеса:
1. Оперативный учёт продаж. Главные возможности: ведение клиентской базы, фиксация обращений из различных источников, «воронка продаж».
2. Интернет-торговля. Настройка интернет-магазинов. Резервирование складских остатков. Платёжные сервисы.
3. Внутрифирменные и внешние коммуникации. Чаты для общения, видеозвонки и видеоконференции. Хранение документов и диалогов.
4. Контроль и планирование деятельности сотрудников. Назначение и отслеживание задач. Контроль рабочего времени и активности. Сервисы планирования рабочего времени.
5. Аналитический учёт. Расчёт интегральных показателей, как в продажах, так и в плане исполнительской дисциплине.
Я думаю, что осознанный выбор одной из этой пяти стратегий значительно облегчает проектирование внедрения ИТ-платформы Битрикс24. Можно внедрить и все пять «пакетов», но я уверен, что делать это необходимо строго по очереди, последовательность определяется особенностями жизненного цикла бизнеса.
Специалист компании "Кодерлайн"
Антон Киржбаум