Содержание:
2. Для чего нужны справочники в 1С
3. Какими бывают справочники
4. Структура расположения справочников на платформе системы 1С: Предприятие
Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи, для начала, давайте вспомним, что такое «Справочники» в 1С 8.3, для чего они используются, какую информацию в себе содержат и какими бывают.
1. Что такое справочники в 1С 8.3
В соответствии с определением, представленным на сайте фирмы «1С», «Справочники» — это прикладные объекты конфигурации 1С. Они позволяют хранить в информационной базе данные, имеющие одинаковую структуру и списочный характер. Это может быть, например, список сотрудников, перечень товаров, список поставщиков или покупателей».
«Переводя на язык Пользователя», справочники – такие объекты конфигураций на платформе системы 1С Предприятие, которые позволяют хранить любую информацию, сравнительно устойчивую к изменениям (не часто изменяемую), имеющую справочный характер и использующуюся другими объектами конфигурации 1С в ссылочном формате. Например, в документе: Заказ поставщику при выборе «Контрагента» в одноименном поле, мы осуществляем выбор необходимого нам контрагента и «ссылаемся» на его карточку в справочнике: Контрагенты в 1С, для дальнейшей обработки и работы с ней.
2. Для чего нужны справочники в 1С
Компания «1С», в зависимости от того, какое прикладное решение на платформе 1С Предприятие используется, предлагает свой набор типовых справочников, для решения поставленных конкретных бизнес-задач перед Конфигурацией, выбранной и используемой Пользователями.
Для унификации структуры справочников, а также для возможностей установки настроек обмена данными между различными связанными (бизнес-логикой) конфигурациями, набор и наименования реквизитов, полей и интерфейс одноименных справочников стремятся к идентичности, с целью минимизации количества потенциальных доработок на стороне конечного Покупателя и Пользователя и использования базовых функций конфигураций «из коробки».
Иногда, при интенсивном использовании программ, фирмы «1С», возникает потребность хранения и использования дополнительных, или «нетиповых» справочников и объектов Конфигурации 1С, присущих конкретной специфике бизнеса или расширяющих базовый функционал программного продукта в зависимости от потребностей конкретного бизнеса. Для этого компании потребители (Клиенты) прибегают к доработке типовых конфигураций 1С с использованием своего внутреннего IT-подразделения или внешней компании, оказывающей соответствующие услуги.
3. Какими бывают справочники
Помимо уже установленной выше характеристики (типовой / нетиповой справочник), справочники бывают «Иерархические» и неиерархические (Рисунок 1 Установка иерархичности справочников в Конфигураторе; Рисунок 2 Вид иерархического справочника в режиме 1С: Предприятия), подчиненными (со своими владельцами) и неподчиненными (Рисунок 3 Настройка подчиненности справочника в Конфигураторе; Рисунок 4 Вид подчиненного справочника, элемента и владельца в режиме 1С: Предприятия).
Рисунок 1. Установка иерархичности справочников в Конфигураторе
Рисунок 2. Вид иерархического справочника в режиме Предприятия
Рисунок 3. Настройка подчиненности справочника в Конфигураторе
Рисунок 4. Вид подчиненного справочника, элемента и владельца в режиме Предприятия
Подробнее о видах справочников в 1С, а также их функциональной структуре – в статье "Виды справочников 1С и их функциональная структура".
4. Структура расположения справочников на платформе системы 1С: Предприятие
Так, где же располагаются справочники? В зависимости от установок Вендора, или компании, доработавшей вашу Конфигурацию (по требованиям), справочники могут находиться в трех местах:
• в блоке «НСИ и администрирование» (перечень наиболее важных и используемых в различных блоках справочников) (Рисунок 5 Блок «НСИ и администрирование» в используемой Конфигурации);
• в функциональном блоке используемой Конфигурации (где использование соответствующего справочника имеет значение и возможность быстрого вызова и открытия для наполнения) (Рисунок 6 Пример списка справочников 1С в функциональном блоке «Закупки»);
• в списке раздела «Справочники», вызываемого через «Функции для технического специалиста» (Рисунок 7 Список справочников, вызываемый через «Функции для технического специалиста).
В случае, если Пользователь не располагает достаточными знаниями, где в Системе расположен тот или иной справочник, рекомендуется использование «Функций для технического специалиста», для оперативного поиска требуемого к заполнению справочника (функционал может быть недоступен, в зависимости от настроенных прав конкретного Пользователя, прим.) или создание нового элемента конкретного справочника «на лету», по необходимости возникновения из конкретного документа или объекта Конфигурации 1С (не рекомендуется, во избежание создания дублей элементов справочников, прим.).
Рисунок 5. Блок «НСИ и администрирование» в используемой Конфигурации
Рисунок 6. Пример списка справочников в функциональном блоке «Закупки»
Рисунок 7. Список справочников, вызываемый через «Функции для технического специалиста»
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Владислав Осокин