Часто для успешного участия в тендерах, при заключении контрактов, договоров используют «Банковские гарантии».
Данная статья предлагает рассмотреть, каким образом учитывается банковская гарантия в продуктах фирмы 1С: «Бухгалтерия предприятия» (Проф и КОРП), ЕРП и «Управление холдингом». За законодательной справкой отправляю вас к Гражданскому кодексу.
Банковской гарантией называют письменное обязательство банка (гарант), выданное клиенту (принципал), на уплату денежных средств по сделке, между принципалом и кредитором (бенефициар), по факту требования последнего.
У принципала расчеты с гарантом в бухгалтерском учете учитываются на субсчете 76.09, по статьям расхода:
• по обычным видам деятельности;
• по статьям прочих расходов.
В корреспонденции со счетом 76.09 идут счета затрат: Дт Счет затрат (20,26, 44, 91.2) – Кт 76.09. Но, если сделка носит длительный характер по времени, то вознаграждение банку учитываем на счете 97. В учетной политике надо прописать, каким образом будет отражаться банковская гарантия в расходах.
При применении ПБУ 18/02, признание расходов в двух учетах - бухгалтерском и налоговом, могут отличаться.
В налоговом учете банковские услуги отражаются как:
• прочие расходы;
• внереализационные расходы.
Так как операции по учету банковской гарантии в программах «Бухгалтерия предприятия» (Проф и КОРП), ЕРП и «Управление холдингом» отображаются идентично, то рассмотрим учет на примере Бухгалтерии. И сделаем допущения о том, что:
• применяется ПБУ 18/02;
• оплата гаранту учитывается в прочих расходах;
• включается равномерно;
• учитывается одинаково в БУ и в НУ.
Тогда для фиксации факта оказания услуг бенефициаром, создадим документ Поступление (акт, накладная), или Приобретение товаров и услуг, если работаем в ЕРП (см. рис. 1).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/55e/1.png)
Рис. 1
Проконтролируем счета, на которых отразятся затраты, в колонке Счета учета (см. рис. 2).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/1cc/2.png)
Рис. 2
Получим движение документа после его проведения (см. рис. 3).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/6ae/3.png)
Рис. 3
Заполним поля документа:
• «Счет-фактура №»;
• «от».
Нажмите на Зарегистрировать, сформируется Счет-фактура полученный. Теперь в документе-основание появится гиперссылка на счет-фактуру, а в Счет-фактура полученный на поступление данные заполнятся из документа-основания (см. рис. 4).
В счет-фактуре автоматически установится флажок "Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения". Если не хотите отражать право на вычет этим документом, то надо его скинуть. И право на вычет надо будет отразить регламентным документом Формирование записей книги покупок.
В реквизите счет-фактуры «Код вида операции» установится признак «01 – Получение товаров, работ, услуг».
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/43d/4.png)
Рис. 4
Просмотрим сделанные документом Счет-фактура проводки (см рис. 5), нажмем на
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/68b/5.png)
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/f9c/5a.png)
Рис. 5
Выплачивая вознаграждения банку-гаранту, сформируем документ Списание с расчетного счета (Списание безналичных денежных средств-в случае ЕРП) из раздела Банк и касса (в Казначействе) (см. рис. 6).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/e32/6.png)
Рис. 6
Заполним Списание с расчетного счета. Укажем Вид операции – "Прочие расчеты с контрагентами", Счета расчетов – субсчет 76.09 и взведем флажок в реквизите «Подтверждено выпиской банка». Проведем, получим результат (см. рис. 7).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/93d/7.png)
Рис. 7
Оплату услуги гаранта отразим в расходах будущих периодов документом Операция из раздела Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную (см. рис. 8).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/321/8.png)
Рис. 8
Заполним элемент справочника Расходы будущих периодов (см. рис. 9)
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/384/9.png)
Рис. 9
Оплатим бенефициару, создадим Списание с расчетного счета (см. рис. 10). Документ при проведении сформирует движения (см. рис. 11).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/3cc/10.png)
Рис. 10
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/a5b/11.png)
Рис. 11
Для того чтобы произвести списание РБП за текущий период, сделаем одну из операций закрытия месяца - создадим документ «Регламентная операция» с видом операции «Списание расходов будущих периодов» (см. рис. 12).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/68b/12.png)
Рис. 12
Просмотрим, как отразится в учете эта операция (см. рис.13 и 14).
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/1bf/13.png)
Рис. 13
![](http://www.koderline.ru/upload/iblock/d26/14.png)
Рис. 14
Аналогичные действия по списанию РБП надо будет сделать во всех периодах, на которые заключен договор банковской гарантии, для корректного отражения затрат.
Сумма расходов будущих периодов, приходящаяся на каждый месяц, рассчитана в регистре сведений "Расчет списания расходов будущих периодов" (рис.14).
Светлана Шереметьева,
Программист 1С компании ООО “Кодерлайн"