Содержание:
2. Что не признаются контролируемыми сделками
3. Проверка цен по сделкам на соответствие рыночным
4. Последствия совершения контролируемых сделок за 2019 год
Сегодня мы с Вами рассмотрим практику применения и подготовку уведомлений о контролируемых сделках за 2019 год на реальном примере и с помощью программ1С Предприятие 8.
Рассмотрим более детально следующие вопросы:
1. Контролируемые сделки это
2. Контроль цен по сделкам на их соответствие рыночным
3. Последствия совершения контролируемых сделок за 2019 год
Итак, давайте перейдем к детальному рассмотрению каждого из вышеперечисленных вопросов.
1. Контролируемые сделки это
Контролируемой сделкой являются (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):
1. Сделки между взаимозависимыми лицами, место регистрации которых (местом жительства) признается РФ.
Эти сделки признаются контролируемыми при соблюдении следующих условий:
1. доходы по всем сделкам
2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке
3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД
4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль
2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей.
3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:
3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.
3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.
Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:
· нефть и нефтепродукты;
· черные и цветные металлы;
· минеральные удобрения;
· драгоценные металлы и драгоценные камни.
Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.
Итак, выше мы с Вами рассмотрели подробно какие сделки признаются контролируемыми. Однако, случаются также и сделки, которые не могут быть признаны таковыми. Давайте рассмотрим такого рода сделки более детально.
2. Что не признаются контролируемыми сделками
Не признаются контролируемыми сделками, хотя соответствуют формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке), а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными;
4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;
5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.;
6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия;
7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;
По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).
К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):
· потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
· не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
· расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
· потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
· убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).
При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.
8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.
Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.
Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
3. Проверка цен по сделкам на соответствие рыночным
Признаются рыночными ценами по сделкам между лицами, которые не являются взаимозависимыми.
Если сделка заключена между лицами, которые признаются взаимозависимыми, то в целях налогообложения должны применяться рыночные цены (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Определение доходов в целях налогообложения по такой сделке и их корректировка при необходимости производится (п. 4 - 6 ст. 105.3 НК РФ):
· самим налогоплательщиком в добровольном порядке;
· ФНС России в ходе налогового контроля.
При этом ФНС России в ходе проводимого контроля проверяет полноту исчисления:
· Налога на прибыль, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний;
· НДФЛ (в части самостоятельной уплаты лицами, указанными в ст. 227 НК РФ);
· НДПИ;
· НДС;
· Налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Проверка осуществляется на основании (ст. 105.17 НК РФ):
1. поданного налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках за 2019 (ст. 105.16 НК РФ);
2. извещения от налоговой инспекции, обнаружившей в ходе проведения камеральной (выездной) проверки контролируемые сделки, уведомления о которых не подал налогоплательщик (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
3. выявления контролируемой сделки в ходе проверки деятельности нижестоящего органа.
Если в результате проверки были выявлены факты отклонения цены сделки от рыночной цены, то ФНС России производит корректировку цены и доначисление налога.
Отметим, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ в ходе выездных и камеральных проверок налоговые органы не могут осуществлять контроль цен по сделкам на соответствие их рыночным.
Таким образом, в соответствии со ст. 105.17 НК РФ проверить цены по сделкам на соответствие их рыночным ФНС России может по тем которые признаются контролируемыми.
4. Последствия совершения контролируемых сделок за 2019 год
Признание сделки контролируемой влечет обязанность налогоплательщика уведомить налоговые органы. Уведомление готовится и подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ).
В уведомлении указываются следующие сведения:
1. календарный год, за который представляются сведения;
2. предметы сделок;
3. сведения об участниках сделок;
4. сумма полученных доходов (расходов) по сделкам с выделением сумм по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Кроме того, ст. 105.15 НК РФ предоставляет ФНС России право истребовать у налогоплательщиков документацию о конкретной контролируемой сделке (группе контролируемых сделок), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 105.15 НК РФ. Такая информация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за годом совершения контролируемых сделок. И налогоплательщик в течение 30 рабочих дней с момента получения требования должен представить:
1. сведения о своей деятельности, связанной с совершенной сделкой;
2. перечень лиц, с которыми совершена сделка и их функции по этой сделке;
3. сведения о методах, используемых при определении цен в целях налогообложения;
4. сведения о деятельности международной группы компаний с учетом требований пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.15 НК РФ.
Отметим, что информацию может запросить только проверяющий орган и только в ходе проверки (письмо Минфина России от 19.02.2013 № 03-01-18/4414).
Однако ФНС России не может истребовать документацию о контролируемых сделках:
1. если цены в сделках применяются в соответствии с предписанием антимонопольных органов;
2. при совершении сделок с лицами, с которыми налогоплательщик не является взаимозависимым;
3. по сделкам с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
4. по сделкам, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.
Необходимо отметить следующее. Если налогоплательщик подает уточненное уведомление до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил в первоначальном уведомлении недостоверные сведения о контролируемых сделках, то он освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Иными словами, ответственность не наступает, если уточненное уведомление представлено налогоплательщиком до получения справки по результатам проверки.
Внимание Положения ст. 105.15 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ) применяются в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. Указанные положения применяются к контролируемым сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2018 года, вне зависимости от даты заключения договора (ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ). |
В первой части мы подробно разьяснили о контролируемых сделках, а также возможности проверки и о последствиях совершения сделок.
Если у Вас вдруг возникнут вопросы – Вы всегда можете нам позвонить или написать. Мы всегда на связи.
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Митницкая Наталья Васильевна