Содержание:
1. Цель обучения сотрудников работе в 1С:Предприятие
2. Принципы и методы обучения сотрудников
3. Анализ результатов обучения
1. Цель обучения сотрудников работе в 1С:Предприятие
Одной из важнейших задач этапа внедрения проекта является обучение сотрудников организации Заказчика работе в системе 1С:Предприятие. Как правильно организовать процесс обучения, чтобы он было максимально эффективным и менее трудоемким?
Рассмотрим возможные подходы к решению этой задачи на примере проекта внедрения системы 1С:Предприятие 8.3 в холдинге из 20 предприятий из 10 городов России, рассчитанной на работу 2,5 тысяч активных пользователей. Пользователям необходимо овладеть навыками работы с программой «1С:Управление Холдингом 8» в нескольких подсистемах:
· Управление закупочной деятельностью
· Управление финансовыми потоками и ликвидностью
· Управление договорной деятельностью
· Управленческий учет и бюджетирование
Основными проблемами, с которыми сталкивается руководство предприятий Заказчика при обучении сотрудников организации на проектах подобного масштаба, являются в первую очередь проблемы связанные с неправильной организацией процесса обучения.
Каждой стороне участников проекта – и Исполнителю, и Заказчику необходимо провести мероприятия по подготовке к обучению. Определить формат и методику, сформировать инструкции, установить демонстрационные базы. Необходимо своевременно подготовить распоряжения с назначением сотрудников для работы с каждой подсистемой, определить время обучения (с учетом разных часовых поясов), подготовить аудиторию и рабочие места. Для успеха важна каждая деталь.
Уже на начальном этапе обучения необходимо организовать техническую поддержку для консультаций пользователей по работе с внедряемой системой 1С:Предприятие 8.3.
2. Принципы и методы обучения сотрудников
Выбор и утверждение формата обучения
В нашем случае наиболее эффективный формат обучения – проведение системы вебинаров. Данная форма обучения предполагает трансляцию преподавателем в режиме онлайн презентации курса для слушателей вебинара, аудио-сопровождение презентации, демонстрацию работы внедряемой системы на тестовых данных, ответы на вопросы слушателей в режиме чата. Вебинары дают возможность обучаться без отрыва от производственной деятельности, не ограничивая количество подключений сотрудников предприятий.
Такая форма обучения помогает разобраться с возникшими вопросами непосредственно во время проведения вебинара.
Также в процессе проведения обучения необходимо создать базу знаний с доступом к информации (инструкции, презентации, записи вебинаров, методички и др.) пользователей для самостоятельного изучения и использования при работе с системой. Пользователи в оперативном режиме могут найти ответы на интересующие их вопросы или проанализировать пройденный материал.
Определение методики
Основной принцип обучения - метод «от простого к сложному». Необходимо разделить весь процесс на несколько этапов:
· Первичное обучение – обзор подсистем
· Специальное обучение – детальное изучение каждой подсистемы и их взаимосвязей
· Совершенствование в процессе пользования – приобретение навыков работы с подсистемами непосредственно в программе с учетом бизнес-процессов каждого предприятия
Не менее важно формирование института ключевых пользователей системы, которые являются активными пользователем системы, обладают опытом работы и знаниями бизнес-процессов предприятия, формулируют требования к бизнес-процессам в системе при необходимости изменений, имеют хорошие навыки коммуникаций с сотрудниками.
В их обязанности входит формирование экспертизы по функциональности системы через систему вебинаров и эксплуатации системы на реальных данных, консультирование конечных пользователей (с учетом специфики бизнес-процессов каждого отдельного предприятия), а также организация внутреннего обучения и/или передача экспертизы конечным пользователям, в т. ч. новым сотрудникам.
3. Анализ результатов обучения
Организация тестирования на предмет полученных знаний в подобных масштабах обучения практически невозможна. Поэтому необходимый анализ результатов проводится следующим образом: формируются критерии по вводу необходимого количества объектов системы (договоров, плана закупок, платежей и т.д.), а также ведется учет и анализ обращений пользователей на техническую поддержку. Наиболее часто задаваемые вопросы позволяют определить уровень полученных знаний и глубину понимания принципов работы в системе.
На основе анализа результатов обучения при необходимости организуют дополнительные вебинары для более детального освещения сложных вопросов, возникших в процессе работы с системой.
В исключительных случаях проводятся «точечные» выезды на предприятия для проработки интересующих вопросов в очном формате.
В статье приведены основные шаги, которые необходимо учесть на этапе обучения. Правильное применение принципов организации процессов обучения позволит максимально эффективно внедрить систему на проектах любой сложности и продолжительности.
Детальное рассмотрение выполнения проектного внедрения и пример организации работ вы найдете в следующей статье.
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Сергей Соловьев.