1. Какими документами можно списать материалы в 1С:Бухгалтерия.
1.1. Списание материалов при использовании документа «Требование-накладная» в 1С:Бухгалтерия
1.2. Списание испорченных материалов в 1С:Бухгалтерия 8.3
1.3. Списание материалов в 1С:Бухгалтерия с длительным циклом использования
Каким документом можно списать материалы в 1С:Бухгалтерия
Давайте разберемся в сути вопроса: нам необходимо сформировать проводку по кредиту счета учета 10 «Материалы». Для этого в 1С:Бухгалтерия 8.3 существуют автоматизированные документы: «Требование-накладная» (который позволяет отразить хозяйственную операцию по передаче материалов в производство), а также «Списание товаров» (в случае, когда была обнаружена недостача или материалы не пригодны для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности предприятия).
На что еще надо обратить внимание: надо указать метод списания материалов в учетной политике организации.
С помощью указанного метода система автоматически рассчитает себестоимость материалов при списании.
В налоговом учете возможны только два метода – методом ФИФО или по средней себестоимости.
Также списать материалы возможно документом «Передача материалов в эксплуатацию». В каких случаях это необходимо делать – рассмотрим ниже.
Списание материалов при использовании документа «Требование-накладная» в 1С:Бухгалтерия
Система контролирует остатки материалов по принадлежности к складу, по количеству и по счету учета. Поэтому перед тем, как списать материалы, сначала надо в хронологическом порядке отразить поступление этих материалов, а потом их списать.
Автоматизированным документом «Поступление товаров и услуг» формируем проводку по дебету счета 10.
Если для создания готовой продукции и полуфабрикатов, оказания услуг и выполнения работ нам необходимы материалы, то эти материалы мы списываем документом «Требование-накладная».
Так как в учетной политике организации был выбран способ оценки МПЗ по ФИФО, то при проведении документа «Требование-накладная» вторая аналитика по счету 10.01 показывает нам партию документа-основания для расчета себестоимости списанных материалов.
Обращаю внимание, что указывать счет списания, подразделение затрат, номенклатурную группу и статью затрат обязательно, так как в конце отчетного периода программа должна выполнить регламентную операцию «Закрытие счетов 20,23,25,26» для определения финансового результата при закрытии месяца.
Этим документом «Требование-накладная» списываются и давальческие материалы на закладке «Материалы заказчика», где используются забалансовые счета, такие как 003.01 и 003.02.
Документ формирует печатные формы «Требование-накладная» и «Типовая форма (М-11)».
Списание испорченных материалов в 1С:Бухгалтерия 8.3
Если материалы были повреждены и их дальнейшее использование невозможно, или возникла недостача на складе, то в этом случае оформляется документ «Списание товаров».
На основании инвентаризации, при отклонении факта наличия от учетных данных в количественном измерении материалов со знаком «-», формируется документ - «Списание товаров».
Документ «Списание товаров» формирует движение по счету 94.
Из документа можно распечатать две формы:
• Акт списания товаров;
• Типовую форму ТОРГ-16.
Списание материалов в 1С: Бухгалтерия с длительным циклом использования
Материальные ценности, у которых срок службы равен одному году или превышает этот срок (например, инвентарь, хозяйственные принадлежности, специальная одежда и оснастка), единовременно списать мы не можем, согласно законодательству по бухгалтерскому учету. И тогда мы оформляем автоматизированный документ «Передача материалов в эксплуатацию».
В документе имеется три закладки в зависимости от субсчета, на котором ведется учет материальных ценностей:
• Спецодежда;
• Спецоснастка;
• Инвентарь и хозяйственные принадлежности.
После добавления позиции в документ обязательно указание следующих параметров:
• Физическое лицо;
• Назначение использования;
• Счета учета.
Погашение стоимости будет происходить в зависимости от выбранного способа:
• Путем начисления амортизации линейным методом;
• Путем единовременного погашения в момент передачи в эксплуатацию;
• Пропорционально объему выпущенной продукции.
При проведении документа стоимость ТМЦ списывается.
В документе есть две печатные формы:
• Унифицированная форма М-11;
• Ведомость учета выдачи по форме МБ-7.
При проведении регламентных операций по закрытию месяца, для отражения амортизации автоматически будет создаваться документ «Погашение стоимости спецодежды и спецоснастки».
Документом «Списание материалов из эксплуатации» списываются материальные ценности и с забалансовых счетов, и со счета учета, если материал амортизировался не в полном объеме.
Данный документ позволяет распечатать «Акт на списание (МБ-8)».
Елена Черненко,
консультант-аналитик компании ООО “Кодерлайн”, сертифицированный специалист 1С.